Как уйти от штрафа по транспортной безопасности. Штраф за нарушение требований в области транспортной безопасности. что такое Малозначительность

(Шабунина А. Н., Горевой Е. Д.) («Мировой судья», 2011, N 10)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. Н. ШАБУНИНА, Е. Д. ГОРЕВОЙ

Шабунина А. Н., мировой судья судебного участка N 4 Центрального округа г. Курска, кандидат юридических наук.

Горевой Е. Д., мировой судья в отставке, кандидат юридических наук.

Научно-технический прогресс, развитие техники и технологии, с одной стороны, и старение парка технических средств в России — с другой, придают новое звучание вопросам обеспечения безопасности и ответственности за нарушение требований соответствующих правил и регламентов. Проблема ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности представляется сегодня особенно актуальной в связи с целым рядом трагедий в этой области. В 2010 г. принят Федеральный закон, установивший уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации на транспорте <1>, а именно за неисполнение гражданами, должностными и юридическими лицами требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и на транспортных средствах (ст. 263.1 УК РФ). ——————————— <1> Федеральный закон от 27.07.2010 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4164.

Научных работ последних лет, посвященных исследованию темы уголовной ответственности за нарушение правил безопасности, в принципе не так много <2>, а работ, учитывающих последние внесенные законодателем изменения, практически нет. В то же время норма очевидно жизнеспособная и будет востребована практикой. Но на пути реализации этой нормы правоприменителя будут подстерегать многочисленные проблемы: субъектный состав; перечень правил, ответственность за нарушение которых может наступать по ст. 263.1 УК РФ; отграничение от смежных составов и др. Для преодоления этих проблем, уяснения основных правил квалификации подобных преступлений рассмотрим подробнее состав преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. ——————————— <2> См.: Иванцова Н. В., Сосновский А. Л. Уголовно-правовые меры охраны жизни в сфере безопасности дорожного движения // Транспортное право. 2010. N 2. С. 5 — 8; Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. 2009. N 4. С. 38 — 42; Пикуров Н. И. Новое уголовное законодательство об ответственности лиц, связанных с обеспечением безопасности движения транспорта // Российская юстиция. 2011. N 2. С. 11 — 13; Скрынник А. М. Система государственного контроля и надзора в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности // Транспортное право. 2010. N 3. С. 20 — 25; и др.

Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, являются требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. С объективной стороны деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 263.1 УК РФ, возможно как в форме действия, так и бездействия и выражается в неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. Диспозиция ст. 263.1 УК РФ бланкетная, т. е. не содержит конкретных признаков преступления, а отсылает к другим нормативным актам. При определении перечня актов, имеющих правовое значение для квалификации по данной статье, можно ориентироваться на Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта <3>, согласно п. 2 которого государственный транспортный инспектор при осуществлении контрольных (надзорных) функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также Положением. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» (вместе с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции) // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3170.

Состав сконструирован как материальный, т. е. предусматривает обязательное наступление общественно опасных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1); смерть человека (ч. 2); смерть двух и более лиц (ч. 3). С субъективной стороны состав характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т. е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых — неосторожностью по отношению к последствиям. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, является специальным — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства или использующим их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства. Например, согласно ч. 1 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта, безопасность судоходства обеспечивает судовладелец, в том числе и путем назначения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» <4> для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатываются соответствующие планы. ——————————— <4> Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

Согласно пп. 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств <5>… в Плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности, персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности. ——————————— <5> Приказ Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» // Российская газета. 07.04.2010.

Кроме того, наличие в штате лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, может быть одним из условий лицензирования. Например, такое правило содержится в пп. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом <6>. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711.

При анализе диспозиции ст. 263.1 УК РФ возникает вопрос, с которым неизбежно столкнется и правоприменительная практика: следует ли относить к числу субъектов данного преступления государственных транспортных инспекторов. Правовой статус государственных транспортных инспекторов — должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — детально урегулирован упоминавшимся уже Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, согласно которому государственные транспортные инспекторы осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности. В том числе инспекторы осуществляют контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности и соблюдением законодательства о транспортной безопасности, а также обязаны оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте. С учетом вышеприведенных п. п. 1, 3, 10 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представляется, что их также следует отнести к кругу лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и, соответственно, к числу субъектов состава, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 263.1 УК РФ,- неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах — необходимо отличать прежде всего от преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, — недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Данные преступления отличаются по характеру совершаемых деяний. Так, объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, составляют недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. В судебной практике под недоброкачественным ремонтом транспортного средства понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства), а под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями <7>. ——————————— <7> См.: п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // БВС РФ. 2009. N 2.

Кроме того, составы, предусмотренные ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ, отличаются и по субъектам. Так, субъектами преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, могут быть как работники автотранспортных организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть <8>. ——————————— <8> См.: пункт 18 того же Постановления.

Субъект данного преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления. Им является лицо, ответственное за техническое состояние транспортных средств. Это прежде всего должностные лица транспортных хозяйств и любых других предприятий, организаций, на которых действующими приказами, распоряжениями руководителей либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность по обеспечению ремонта и выпуска на линию транспортного средства и организации его безопасной эксплуатации. К их числу могут быть отнесены заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры, дорожные контролеры, инженерно-технические работники. Из закона не вытекает, что субъектом является должностное лицо. Руководители автохозяйств, троллейбусных и трамвайных парков могут своим приказом назначить ответственными лиц, не являющихся должностными, но по своему образованию, профессиональной подготовке способных исполнять возложенные на них обязанности по проверке выпускаемых на линию транспортных средств <9>. Исходя из принятого судебной практикой толкования субъекты преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и ст. 266 УК РФ, совпадают. ——————————- <9> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б. Т. Разгильдиева и А. Н. Красикова. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. С. 465.

По сути, поскольку при недоброкачественном ремонте и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного ТС нарушаются требования по обеспечению транспортной безопасности, норму ст. 263.1 УК РФ можно назвать общей по отношению к норме ст. 266 УК РФ, и при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, совершенном лицом, на которого возложена ответственность по организации его безопасной эксплуатации субъектом преступлений, ответственность наступает по ст. 266 УК РФ как по специальной норме. В остальной части ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ не конкурируют между собой и соотносятся как смежные составы преступлений (см. табл.).

Сравнительная характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 263.1 и 266 УК РФ

N Наименование Ст. 263.1 УК РФ Ст. 266 УК РФ признака

Родовой Общественная безопасность

Видовой Безопасность движения и эксплуатации транспорта

1 Непосредственный:

Требования по обеспечению Порядок эксплуатации транспортной безопасности всех видов основной на объектах транспортной транспортных средств инфраструктуры и транспортных средств

здоровье человека

дополнительный собственность —

факультативный жизнь человека

Транспортные средства, пути сообщения, предмет средства сигнализации преступления или связи либо иного транспортного оборудования

Объективная сторона

Недоброкачественный Деяние Неисполнение требований ремонт, а равно выпуск в эксплуатацию

2 Тяжкий вред здоровью человека

либо крупный ущерб Последствия (свыше 1 млн. руб.)

Смерть человека (ч. 2)

Смерть 2 или более лиц (ч. 3)

Специальный:

3 Субъект лицо, ответственное лицо, ответственное за обеспечение за техническое транспортной безопасности состояние транспортных средств

Субъективная сторона

4 Смешанная: Форма вины лицо осознает общественную опасность деяния; лицо неосторожно относится к последствиям

Таким образом, даже поверхностный анализ состава ст. 263.1 УК РФ показывает, что практическое применение этой нормы вызовет определенные проблемы. Тем более что преступления, квалифицируемые по ч. 1 этой статьи, подсудны мировым судьям, поскольку ее санкция не превышает трех лет лишения свободы, а в перечень изъятий из подсудности мировых судей новая статья не включена (ст. 31 УПК РФ), в то время как части первые ст. ст. 263 и 264 с сопоставимыми санкциями отнесены к подсудности районных судей ввиду сложности предмета доказывания по данным делам. Совершенно очевидно, что требуется дальнейший теоретический анализ положений ст. 263.1 УК РФ, основанный на анализе прокурорско-следственной практики, а потому приглашаем всех желающих к дискуссии.

——————————————————————

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п. 1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соответственно, ответственность за проведение оценки уязвимости несет субъект транспортной инфраструктуры. Сразу возникает ряд вопросов: Какого рода эта ответственность? Что предусмотрено законом за невыполнение требований по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – оценка уязвимости)? Кто контролирует факт проведения оценки уязвимости? Последовательно рассмотрим эти вопросы.

Какого рода ответственность предусмотрена законом для участников процесса проведения оценки уязвимости?.. За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, выявленное в результате проверки и не повлекшее причинения вреда здоровью людей или материального ущерба, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, предусмотрена административная ответственность. Если неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью людей или крупный материальный ущерб, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, смерть одного или более человек, то в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а уголовная ответственность ст. 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности

(ст. 11.15.1, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010)(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ))

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

(ст. 263.1, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 27.07.2010)(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ))

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Кузнецов Михаил Петрович, кандидат юридических наук, старший помощник Уральского транспортного прокурора, юрист 1-го класса (Екатеринбург).

Анализируются проблемы применения уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ).

Ключевые слова: требования по обеспечению транспортной безопасности, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, уголовная ответственность.

Criminal responsibility for nonperformance of requirements for transport safety providing

Problems of applying of criminal responsibility for nonperformance of requirements for transport safety providing (art. 263.1 of the Criminal Code of the RF) are analyzed.

Key words: requirements for transport safety providing, objects of transport infrastructure and means of transport, criminal responsibility.

Вопросы транспортной безопасности всегда были актуальны. В связи с происшедшими за последнее десятилетие транспортными катастрофами правовое регулирование данной сферы получило стремительное развитие: приняты Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), отраслевые приказы Минтранса РФ о требованиях по обеспечению транспортной безопасности <1>, а также ряд других правовых актов <2>.

<1> См., например: Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта".
<2> См., например: Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года".

Необходимость детального регулирования общественных отношений в сфере железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта обусловлена тем, что транспорт представляет собой полиэргатическую систему, т.е. физический, целенаправленный замкнутый механизм, включающий человека как главное, решающее звено <3>. В научной литературе эти системы также называют системами "человек-машина" <4>.

<3> Платонов Г.А. Эргономика на железнодорожном транспорте. М., 1986. С. 14.
<4> См., например: Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблема механизма, квалификация и наказание: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 29.

Закономерным следствием появления столь значительного массива регулятивных норм стало принятие в 2010 г. федерального закона, установившего уголовную ответственность за неисполнение требований по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах <5> в ст. 263.1 УК РФ. Однако, несмотря на то что с момента введения данного состава преступления прошло более года, на официальном сайте Верховного Суда РФ, а также судов субъектов Российской Федерации нет ни одного опубликованного вступившего в законную силу приговора по делам этой категории. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о наличии у правоприменителя проблем при квалификации деяния, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Рассмотрим эти проблемы на основе анализа элементов состава преступления.

<5> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности".

Объект преступления

Правильное установление объекта преступления имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет определить место преступления в Особенной части УК, отграничить одни преступные посягательства от других. При этом "смежные составы преступлений, внешне совпадающие, например, по образу действия, но обладающие неодинаковым социальным содержанием и направленностью, приобретают различную правовую квалификацию" <6>.

<6> Растропов С. Понятие объекта преступления: история, состояние, перспектива // Уголовное право. 2002. N 1. С. 3.

Традиционно объектом посягательства называют те общественные отношения, на изменение которых направлено преступление, или, другими словами, объект преступления - "это мишень, по которой бьет всякое преступление" <7>. Вместе с тем ученые справедливо отмечают, что общее указание на то, что объектом преступления являются общественные отношения, не обеспечивает потребностей практики. Следователю, судье и другим работникам органов правосудия важно знать непосредственный объект каждого преступления конкретно и определенно. Поэтому задача науки уголовного права состоит в том, чтобы выяснить, что собой представляет общественное отношение, каковы его содержание, элементы, какова их структура, и, таким образом, насколько это возможно, конкретизировать объект преступного посягательства <8>.

<7> Коржанский Н.И. Объект преступления и квалификация преступлений. Белгород, 1976. С. 12 - 13.
<8> Там же. С. 12.

А.Н. Шабунина и Е.Д. Горев утверждают, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, выступают требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах <9>.

<9> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Специфика уголовной ответственности за необеспечение транспортной безопасности // Уголовный процесс. 2011. N 11. С. 42.

На наш взгляд, данное понимание объекта рассматриваемого преступления не в полной мере отражает суть общественных отношений, охраняемых ст. 263.1 УК РФ, а следовательно, не поможет правоприменителю правильно отграничить данное преступление от других, например от недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Несмотря на схожую объективную сторону, это совершенно разные по содержанию составы: первый имеет целью охрану общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения транспортной безопасности, а второй связан с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств.

В законодательстве под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 Закона N 16-ФЗ). Ключевой элемент в данном определении - "акт незаконного вмешательства", который означает противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).

Понятие же безопасности движения - более общее и определяется в законодательстве применительно к каждому виду транспорта. Например , в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта признается состояние защищенности процесса движения подвижного состава и самого подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Таким образом, объект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, - общественные отношения, направленные на обеспечение выполнения регламентированных нормативными правовыми актами мер по предупреждению и недопущению совершения актов незаконного вмешательства, а также минимизации их последствий. Именно такое понимание объекта рассматриваемого преступления позволяет понять его суть и отграничить данный состав от иных преступлений, совершаемых в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 УК РФ и др.).

Объективная сторона

Объективная сторона преступления описана с помощью бланкетной диспозиции как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии со ст. 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, во-первых, определяются Минтрансом России, во-вторых, дифференцируются в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств и уровня безопасности. Поэтому для установления объективной стороны состава преступления необходимо выяснить, к какой категории относится объект транспортной инфраструктуры, на котором выявлено неисполнение названных требований, и какой уровень безопасности действовал на момент совершения деяния.

Вместе с тем темпы присвоения категорий очень низки, по оценкам специалистов само категорирование может затянуться на несколько лет <10>. По данным руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в настоящее время категория присвоена только 1,5% объектов автомобильного транспорта, 0,16% железнодорожного и 20% морского и внутреннего водного транспорта <11>. В связи с этим до присвоения уполномоченным органом исполнительной власти объекту той или иной категории невозможно определить, какие требования по обеспечению безопасности должны соблюдаться на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, что, в свою очередь, препятствует вменению лицу рассматриваемого преступления.

<10> Касьянов А.И. Состояние и меры по повышению эффективности контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2012. N 1. С. 20.
<11> Там же. С. 20 - 21.

Другая проблема установления объективной стороны анализируемого состава, на наш взгляд, связана с механизмом совершения преступления. Преступление - это "результат, конечный "продукт" определенного рода взаимодействия, имевшего место между личностью и окружающей средой, той средой, в которой и находят свое коренное, "осязаемое", выражение факторы более общего объективного характера" <12>. В научной литературе под механизмом преступного поведения понимаются "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение" <13>.

<12> Яковлев А.М. Взаимодействие личности со средой как предмет криминологического исследования // Сов. государство и право. 1966. N 2. С. 55 - 56.
<13> Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. М., 1981. С. 30.

Необходимо указать, что неосторожные преступления обладают специфическими чертами, отличающими их от умышленных посягательств. По мнению А.И. Чучаева, в криминологическом плане это отличие заключается в первую очередь в присущем только деяниям, совершаемым по неосторожности, механизме преступления и причинения общественно опасного последствия. Кроме того, автор справедливо отмечает, что механизм транспортного преступления как неосторожного деяния представляет собой динамический процесс, определяющий взаимодействие элементов, его составляющих, к которым автор относит техническую систему, информационное обеспечение, ситуацию и управляющий субъект <14>. А.И. Чучаев делает вывод о том, что механизм транспортного преступления - "это взаимосвязь и взаимодействие управляющего субъекта с технической системой, ее информационным обеспечением и ситуацией (внешними факторами), детерминирующими его поведение и влекущими нарушение безопасности функционирования железнодорожного, водного и воздушного транспорта" <15>.

<14> Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблема механизма, квалификация и наказание. С. 47 - 48.
<15> Там же. С. 59.

Но данная схема не учитывает главной особенности совершения преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, - обусловленности действиями третьего лица, направленными на совершение акта незаконного вмешательства, что следует считать элементом механизма. Поскольку, как бы ни нарушались ответственным лицом требования, направленные на обеспечение транспортной безопасности, до тех пор пока в механизме преступления не появится акт незаконного вмешательства, объект, охраняемый уголовным законом, нарушен не будет.

Названная особенность механизма преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, обусловливает сложность установления причинно-следственной связи между деянием в виде необеспечения требований транспортной безопасности и преступными последствиями, указанными в диспозиции статьи.

Несколько отступая от непосредственного обсуждения проблемы, отметим, что в доктрине уголовного права ведется дискуссия о наличии причинной связи в составах, совершаемых в форме бездействия. Так, по мнению М.Д. Шаргородского, "при бездействии причинная связь отсутствует, и нужно решить вопрос не о том, когда бездействие является причиной наступившего результата, а только о том, когда человек отвечает за бездействие" <16>. Н.Д. Сергеевский признавал наличие причинной связи при бездействии и утверждал, что "облечение поведения человека в форму бездействия не свидетельствует о том, что причинной зависимости не существует" <17>.

<16> Учен. тр. Всесоюзного института юридических наук. 1947. Вып. 10. С. 184 - 185.
<17> Цит. по: Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д. Сергеевского. М., 2010. С. 95 - 96.

На наш взгляд, причинная связь должна устанавливаться в том числе в составах преступлений, совершаемых путем бездействия, поскольку нельзя говорить об общественной опасности деяния, а следовательно, и о совершении преступления, не выяснив, что именно это деяние причинило вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Поэтому справедливым и обоснованным нужно признать утверждение А.Н. Трайнина о том, что "как субъективное основание уголовной ответственности - вина, так и объективное основание уголовной ответственности - причинная связь являются необходимыми элементами каждого состава преступления" <18>.

<18> Трайнин А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. М., 1951. С. 124.

Связь между необеспечением требований транспортной безопасности и актом незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры может иметь две формы:

  1. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, игнорирует требования нормативных правовых актов, тем самым создавая условия или облегчая совершение третьим лицом акта незаконного вмешательства, в том числе носящего характер террористического (например, не обеспечивает соблюдение требований по обустройству периметровой территории аэропорта или по организации предполетного досмотра);
  2. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, игнорируя требования нормативных правовых актов, создает условия для наступления более тяжких последствий акта незаконного вмешательства (в частности, не обеспечивает своевременное информирование правоохранительных органов и специальных служб о совершении акта незаконного вмешательства).

Следовательно, бездействие лица, не обеспечивающего соблюдение требований транспортной безопасности, выполняет роль условия наступления преступных последствий. Виновный в этом случае не способствует в необходимой мере противодействию противоправному поведению третьих лиц. Именно это приводит к наступлению общественно опасных последствий. Современные исследователи уголовного права утверждают, что в таком случае между бездействием и последствиями существует не причинная, а кондициональная связь, под которой понимается "связь, вызванная внешними и внутренними факторами, способствующими приведению специфической причины в активное состояние и превращающими реальную возможность явления в реальную действительность" <19>. Поэтому при вменении лицу рассматриваемого состава преступления нужно установить, что его бездействие реально способствовало совершению акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также наступлению последствий, указанных в диспозиции статьи.

<19> Уголовное право России. Часть Общая / Р.Р. Галиакбаров и др.; отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 174.

Субъект преступления

Субъект преступления - специальный: это лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Более того, авторы отмечают, что такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (представителем собственника) <20>.

<20> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Указ. соч. С. 42.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 1 названного Закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Полагаем, что именно эти лица (их представители) и должны нести ответственность за необеспечение требований транспортной безопасности. Однако в нормативных актах Минтранса указывается, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, назначаются субъектом транспортной инфраструктуры <21>. При этом сведения о таком лице должны содержаться в плане обеспечения транспортной безопасности <22>.

<21> Пункты 5 Приказов Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40, 41, 42, 43.
<22> Подпункт 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 9 Закона N 16-ФЗ и п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств планы разрабатываются на основании результатов оценки уязвимости. Однако по состоянию на 1 января 2012 г. оценка уязвимости утверждена лишь в отношении единичных прошедших категорирование объектов (1 объекта автомобильного транспорта, 1 - речного, 1 - морского, 4 - воздушного) <23>. Как следствие, планы обеспечения транспортной безопасности практически не разрабатывались <24>. Поэтому возникает вопрос: кто является субъектом рассматриваемого преступления при отсутствии плана обеспечения транспортной безопасности?

<23> Муратов В.П. О ходе реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте // Транспортная безопасность и технологии. 2012. N 1. С. 38.
<24> Касьянов А.И. Указ. соч. С. 21.

Полагаем, что в таком случае ответственность по ст. 263.1 УК РФ должно нести лицо, наделенное от имени субъекта транспортной инфраструктуры правом назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, поскольку назначение такого лица - общее требование обеспечения транспортной безопасности на объектах всех категорий <25>.

<25> См., например: пункты 5.1 - 5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Субъективная сторона

В научных публикациях отмечается, что данное преступление характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т.е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых, неосторожностью по отношению к последствиям <26>. На наш взгляд, такая позиция не согласуется со ст. 27 УК РФ, в соответствии с которой двойная форма вины используется только при определении субъективной стороны в квалифицированных умышленных составах, где отягчающими обстоятельствами являются тяжкие последствия (например, ч. 4 ст. 111 УК РФ).

<26> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Указ. соч. С. 42 - 43.

Законодательная конструкция основного состава ст. 263.1 УК РФ, а также анализ ст. 27 УК РФ позволяют сделать вывод, что отношение субъекта к преступлению может характеризоваться только неосторожностью (легкомыслием или небрежностью): лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, не предвидит возможности причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба либо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Резюмируя изложенное, следует констатировать, что практическое применение ст. 263.1 УК РФ связано с определенными проблемами. Поэтому существует объективная необходимость переработки рассматриваемого состава преступления. Полагаем, что для решения названных проблем целесообразно диспозицию статьи изложить в следующем виде: "Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба". Такая формулировка состава, во-первых, не станет отсылать к планам обеспечения транспортной безопасности, разработка которых зависит от добросовестности владельцев объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, во-вторых, не будет содержать формальных поводов для освобождения от уголовной ответственности лиц, не обеспечивших исполнение требований транспортной безопасности.

Bibliography

Chuchaev A.I. Transportnye prestupleniya: problema mexanizma, kvalifikaciya i nakazanie: Dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1990.

Chuchaev A.I. Ugolovno-pravovye vzglyady N.D. Sergeevskogo. M., 2010.

Kas"yanov A.I. Sostoyanie i mery po povysheniyu ehffektivnosti kontrolya (nadzora) za ispolneniem zakonodatel"stva Rossijskoj Federacii v sfere obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Transportnaya bezopasnost" i texnologii. 2012. N 1.

Korzhanskij N.I. Ob"ekt prestupleniya i kvalifikaciya prestuplenij. Belgorod, 1976.

Kudryavcev V.N. Mexanizm prestupnogo povedeniya. M., 1981.

Muratov V.P. O xode realizacii Kompleksnoj programmy obespecheniya bezopasnosti naseleniya na transporte // Transportnaya bezopasnost"i texnologii. 2012. N 1.

Platonov G.A. Ehrgonomika na zheleznodorozhnom transporte. M., 1986. S. 14.

Rastropov S. Ponyatie ob"ekta prestupleniya: istoriya, sostoyanie, perspektiva // Ugolovnoe pravo. 2002. N 1.

Shabunina A.N., Gorev E.D. Specifika ugolovnoj otvetstvennosti za neobespechenie transportnoj bezopasnosti // Ugolovnyj process. 2011. N 11. S. 42.

Trajnin A.N. Sostav prestupleniya po sovetskomu ugolovnomu pravu. M., 1951.

Uchen. tr. Vsesoyuznogo instituta yuridicheskix nauk. Vyp. 10. 1947.

Ugolovnoe pravo Rossii. Chast" Obshhaya / R.R. Galiakbarov i dr.; otv. red. L.L. Kruglikov. M., 2005.

Yakovlev A.M. Vzaimodejstvie lichnosti so sredoj kak predmet kriminologicheskogo issledovaniya // Sov. gosudarstvo i pravo. 1966. N 2.

Прессовщик лома и отходов цветных и черных металлов Прием лома и отходов цветных и черных металлов Контроль взрывобезопасности лома и отходов цветных и черных металлов Контролер лома и отходов цветных и черных металлов Радиационный и дозиметрический контроль лома и отходов цветных и черных металлов Обучение по радиационной безопасности и радиационному контролю Подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в сфере транспортной безопасности Подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций, занимающихся оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры Права на лодку (курсы судоводителей) в Череповце Права на снегоход, квадроцикл, мотовездеход в Череповце Курс профессиональной переподготовки по пожарной безопасности Курсы повышения квалификации по пожарной безопасности Пожарно-технический минимум Целевой инструктаж специальных должностных лиц и иных работников в целях ПОД/ФТ Курсы экологической безопасности Курс подготовки и повышения квалификации по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС) Курсы промышленной безопасности Подготовка к сдаче ЕГЭ/ГИА Элективные курсы по углубленному изучению математики для школьников 7–8 классов в возрасте 13–15 лет Обучение по профессии «Фитнес-инструктор» Повышение квалификации инженерно-технических работников морского и речного флота Повышение квалификации членов экипажей судов внутреннего плавания Обучение по тепловым энергоустановкам и тепловым сетям Обучение работников ЖКХ Маркшейдерское дело: профессиональная переподготовка и повышение квалификации дистанционно Повышение квалификации строителей для вступления в СРО (саморегулируемые организации) Профессиональное обучение строителей Курсы промышленного альпинизма Обучение и повышение квалификации преподавателей и инструкторов автошкол Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по безопасности дорожного движения Обучение методам и приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии Обучение технического эксперта Заочные курсы обучения руководителей охране труда Менеджмент организации туризма и гостиничного хозяйства Туризм Инструктор-проводник (инструктор по туризму) Вожатый лагеря Экскурсовод (гид) Государственное и муниципальное управление Менеджмент в образовании Управление персоналом Менеджмент организации Маркетинг Тайм-менеджмент Тайм-менеджмент в организации Взыскание недополученной заработной платы Увольнение и оспаривание увольнения работников за совершение виновных действий Педагог дополнительного образования Профессиональная переподготовка и повышение квалификации по арт-терапии для детей Курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка воспитателей и педагогов дошкольных учреждений Курсы повышения квалификации и переподготовка по инклюзивному образованию Курсы повышения квалификации и переподготовка специалистов школьных учреждений Психология. Профессиональная переподготовка Консультант по грудному вскармливанию Эмоциональная травма ребенка и психологическая работа с ней Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях Эффективное скорочтение для детей 4−7 лет. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Эффективное скорочтение для детей 7−12 лет. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Эффективное скорочтение для детей 12−18 лет. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Эффективное скорочтение для взрослых. Инструктор по развитию памяти и скорочтения Обучение по профессии «Термист» Обучение по профессии «Сталевар электропечи» Обучение по профессии «Стропальщик» Профессиональная переподготовка и повышение квалификации дезинфекторов и дезинсекторов Повышение квалификации и профессиональное обучение для работников в сфере лифтового хозяйства Рабочие специальности Противодействие коррупции Привлечение работодателя к уголовной ответственности за задержку заработной платы Привлечение к ответственности за дисциплинарные нарушения и оспаривание вины в их совершении Организация сокращения штатов и борьба с сокращением штатов Администратор учебного центра Курсы для тренера по шахматам Подготовка операторов технических средств досмотра при осуществлении допуска посетителей и персонала на объекты массовых мероприятий Курс «Как увеличить продажи в детском центре» Метрология и стандартизация курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки дистанционно

Текст статьи 11.15.1 КоАП РФ в новой редакции.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(Статья дополнительно включена с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ.

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 11.15.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемого деяния выступает обеспечение безопасности на транспорте. Нормы настоящей статьи носят общий характер и направлены на обеспечение транспортной безопасности в целом в отношении как транспортных средств, так и объектов транспортной инфраструктуры.

Квалификация деяний по тем или иным статьям КоАП РФ производится посредством детализации объективной стороны совершенного правонарушения. Так, например, ряд предусмотренных гл. 11 КоАП РФ правонарушений также связан с необходимостью соблюдения требований безопасности в рамках процесса использования транспортных средств и осуществления перевозок различными видами транспорта. Нарушение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которое определяет объективную сторону деяний, регламентированных настоящей статьей, может быть квалифицировано и по иной статьей гл. 11 КоАП РФ комментируемого акта. Требования по обеспечению транспортной безопасности в настоящее время регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта", а также Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта". Таким образом, нарушения предписаний указанных нормативных актов и представляют собой состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Следует также заметить, что в отличие от большинства административных правонарушений нормы настоящей статьи устанавливают санкции за рецидив данного деяния, т.е. повторное совершение такого же правонарушения одним и тем же лицом. Причем в случае рецидива ответственность правонарушителя увеличивается посредством повышения тяжести ответственности. Для юридических лиц, например, повторное совершение аналогичного правонарушения сопряжено не только с применением штрафных санкций, но и с приостановлением их деятельности, которое может повлечь более серьезные последствия для субъекта ответственности, нежели выплата штрафа, даже в повышенном размере.

2. Субъектом данного правонарушения может выступать практически любое лицо, которое относится к категории субъектов административной ответственности. Так, субъектный состав рассматриваемого деяния охватывает собой физических лиц, достигших возраста 16 лет. Следует заметить, что комментируемая норма определяет данную категорию субъектов как граждан, т.е. физических лиц, характеризующихся наличием устойчивой связи такого субъекта с Российской Федерацией. Отсутствие российского гражданства исключает возможность привлечения лица к ответственности по настоящей статье.

Особой категорией физических лиц являются должностные лица, т.е. граждане, на которых соблюдение требований транспортной безопасности возложено в силу их должностного положения. Факт назначения (избрания) лица на соответствующую должность свидетельствует о возникновении у субъекта обязанностей по обеспечению транспортной безопасности как в отношении объектов транспортной инфраструктуры, так и в отношении транспортных средств.

Нарушение требований транспортной безопасности может быть допущено и юридическим лицом, что свидетельствует об отнесении данной категории субъектов к субъектам административной ответственности по настоящей статье. Следует обратить внимание на такую категорию субъектов, как индивидуальные предприниматели. Санкции ч. 1 комментируемой статьи не предусматривают ответственности индивидуальных предпринимателей. Однако в случае рецидива данного правонарушения индивидуальные предприниматели поименованы в качестве субъектов административной ответственности. Таким образом, по смыслу закона в случае однократного нарушения требований транспортной безопасности индивидуальные предприниматели не привлекаются к ответственности, в случае повторного совершения аналогичного деяния - привлекаются. Подобный подход не позволяет в полной мере реализовать меры ответственности, поскольку исключение первичной ответственности, т.е. за совершение правонарушения, установленного ч. 1, одновременно исключает и рецидив данного деяния. В подобной ситуации следует акцентировать внимание на правовом статусе индивидуального предпринимателя - это физическое лицо, которому в силу закона предоставлено право осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, в случае первичного нарушения предписаний комментируемой статьи указанные субъекты могут быть привлечены к ответственности в качестве физического лица. Однако рецидив данного деяния свидетельствует о применении специальных мер ответственности за такое нарушение.

Предусмотренное настоящей статьей деяние может быть совершено как умышленно, так и неосторожно, причем должностные и юридические лица в большинстве случаев совершают указанные деяния умышленно, для физических лиц нередко характерно неосторожное совершение правонарушений.

Об уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах см. ст. 263.1 УК РФ .

Следующий комментарий к статье 11.15.1 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 11.15.1 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. В комментируемой статье установлена ответственность за два состава административного правонарушения, один из которых является основным (ч. 1), а второй - составом с отягчающими обстоятельствами (ч. 2). Объектами правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ).

2. Предметами правонарушения являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, понятия которых раскрываются в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (ст. 1 упомянутого Федерального закона).

3. Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, включая индивидуальных предпринимателей, должностные и юридические лица.

6. При привлечении к ответственности по комментируемой статье надо иметь в виду, что сформулированный в ней состав правонарушения является общим и распространяется на все виды транспорта. При этом в КоАП РФ содержатся также специальные составы правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности функционирования отдельных видов транспорта (например, ст. ст. 11.3.1, 11.6, 11.10, 11.16 и др.). При конкуренции общей и специальной норм КоАП РФ ответственность должна наступать по норме, содержащей специальный состав административного правонарушения.

7. В ч. 2 комментируемой статьи содержится состав рассматриваемого правонарушения, совершенного при отягчающих обстоятельствах. Закон рассматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторность совершения правонарушения. Повторность понимается как совершение такого же административного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении этого наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

8. Дела о правонарушении, ответственность за которое содержится в комментируемой статье, рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). Дела по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3; п. п. 44, 50, 51 ч. 2 ст. 28.3).