И иной экономической деятельности. И иной экономической деятельности Что относится к незаконной предпринимательской деятельности

Статья 34 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.».

Экономическая система Российской Федерации выстраивается на основе ряда конституционных принципов, характеризующих соответствующую систему в качестве рыночной. Важным элементом рыночной экономической системы является свобода экономической деятельности, предполагающая право граждан свободно заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью. Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий.

Итак, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданинсвободен в выборе сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст. 55, 74 Конституции РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Правоспособность - это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. По общему правилу способность гражданина самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью возникаете 18 лет, то есть с совершеннолетия. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Что же касается правоспособности юридических лиц, то в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ она возникает в момент создания юридического лица и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вопросами государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей занимается Федеральная налоговая служба. Для государственной регистрации физическим лицом в регистрирующий орган по общему правилу предоставляются: заявление о государственной регистрации, копия паспорта гражданина, документ об уплате государственной пошлины. Подробнее о документах можно узнать на сайте регионального управления федеральной налоговой службы. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

С момента государственной регистрации каждый индивидуальный предприниматель приобретает соответствующие права и обязанности.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица подается заявление о постановке на учет в налоговый орган. Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Для того чтобы субъект предпринимательского права получил легитимную возможность заниматься предпринимательской деятельностью, ему в некоторых случаях, в зависимости от деятельности, которую он собирается осуществлять, необходимо пройти процедуру лицензирования.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия, в свою очередь, представляет собой разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Свой бизнес (в любой форме) имеют около шести процентов жителей России, если брать взрослое трудоспособное население. Для многих это единственный осуществимый способ зарабатывать или же источник дополнительного дохода.

Однако далеко не каждое собственное дело ведётся полностью по закону. Проверки в этой области то и дело обнаруживают нарушения различного уровня, характера и типа.

Что такое незаконное и запрещенное предпринимательство?

По этому вопросу нет единого закона или статьи. Правонарушения и/или преступления рассматриваются различными кодексами и статьями в зависимости от многих обстоятельств.

К ним относятся характер деяния, нанесённый ущерб и другие нюансы.

Понятие и характеристика

Подобные определения применимы к очень многим случаям. Их можно условно разделить на три большие группы:

  1. Предприятие зарегистрировано с нарушением действующих правил либо не зарегистрировано совсем. Простейший пример – бригада рабочих, которые делают ремонты в квартирах, но при этом организацией не являются.
  2. Ведётся работа в определённой сфере без лицензии, хотя этот документ обязателен. Обычное дело в этой области – строительство дачных домов. Или торговля спиртным без получения на это разрешения.
  3. Имеет место незаконный вид деятельности. Допустим, внешне компания выращивает саженцы плодовых, однако под древесными кронами прячется конопля.

Субъекты, объекты и нормы законодательства

Из чего складывается типичный состав преступления в этой сфере? Рассмотрим основные черты.

  • Во всех случаях виновные посягают на сам закон, на установленные правила и порядки. Сделать подобное по неосторожности невозможно, так что умысел исключительно прямой.
  • Субъект преступлений обычно общий, ответственность – с возраста шестнадцати лет. Возможен специальный субъект – некое должностное лицо, руководитель предприятия.

Преступлениям в экономической области посвящено множество статей. В Уголовном кодексе они сосредоточены в 22-й главе.

Менее серьёзные нарушения в сфере незаконной предпринимательской деятельности караются КоАПом и подразумевают административную ответственность. Необходимые статьи – преимущественно в 14-й главе.

Виды запрещенной/незаконной предпринимательской деятельности

В каких областях чаще всего совершают экономические преступления? Основные злодеяния даны в списке ниже:

  1. . Именно такой формулировки в российском законодательстве не существует. Статья 171 УК посвящена незаконному предпринимательству. Слагаемые преступления: деятельность без регистрации/лицензии + крупный либо особо крупный ущерб.
  2. . Здесь речь идёт о двух преступлениях. В первом случае ключевым понятием становится словосочетание «подставные лица» – учредителями/руководителями числятся одни граждане, а «рулят» другие. Во второй ситуации речь идёт об удостоверениях личности, которые способствуют появлению подставных лиц.
  3. , ещё одна обширная область преступлений. Табак, спиртное, пищевые и промышленные товары должны сообщать покупателю множество сведений. Если маркировки нет, и это привело к ущербу (крупному либо особо крупному), последует уголовная ответственность.
  4. В экономической сфере возможна также . Речь идёт о провозе через госграницы денег (чеков, векселей и тому подобное) на суммы выше разрешённых, этому посвящена статья 200.1 УК. А статья 200.2 устанавливает кару за тот же провоз, но уже спиртного или табака.
  5. буквально эксплуатирует человеческие слабости. Здесь речь идёт либо о нарушении правил устройства игорных зон, либо о деятельности вне игорной зоны.
  6. – ещё одно серьёзное преступление. Финансовые организации должны регистрироваться особым образом, а также получать лицензии. Деятельность псевдобанков преступна. В практике можно также найти случаи, когда злодеяние совершается даже не организациями, а гражданами.
  7. Фальсификация финансовых документов. Если подобное совершается в финансовой организации (например, в банке), то речь идёт о преступлении по статье 172.1 УК. Это злодеяние довольно специфично. Допустим, банку, пенсионному фонду (негосударственному), микрофинансовой компании грозит отзыв лицензии, назначение «сверху» новой администрации, банкротство. Чтобы отсрочить эти события, организация идёт на подделку: приукрашивает своё финансовое положение, подделывая при этом массу ответственных документов. В 2015 году подобное преступление было зафиксировано в одном из банков Дагестана.

О том, как доказать незаконную предпринимательскую деятельность, и что грозит за участие в ней, расскажем вам далее.

Как доказать факт злодеяния?

Экономические преступления часто «комплектуются» нарушениями закона и в других областях. Случается и так, что виновным инкриминируется несколько статьей 22-й главы УК. Например, предпринимательство + банковская деятельность, и всё незаконно.

  • Расследованиями подобных преступлений занимается, как правило, Управление экономической безопасности.
  • Однако в любое подразделение МВД России. Если нужно, жалобу перенаправят.
  • Экономическая преступность часто «соседствует» с неуплатой налогов. Так что и в УФНС можно обратиться.

Доказательство экономических преступлений может оказаться довольно сложным делом. Порой злоумышленники бывают очень осторожны и успевают оказаться виновными в десятке (а то и в большем количестве) эпизодов.

О том, какой штраф и другие виды наказания предусмотрены за незаконное ведение предпринимательской деятельности для физических лиц и иных участников взаимоотношений, читайте далее.

Наказание и виды ответственности

Нарушения в предпринимательской сфере могут обернуться либо административной, либо уголовной ответственностью. В первом случае наказание назначается относительно мягкое: штраф, который исчисляется несколькими десятками тысяч рублей.

Уголовная ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в статьях УК РФ куда строже:

  1. за нелегальную предпринимательскую деятельность (их суммы) исчисляются обычно сотнями тысяч рублей, превышая порой миллион. Вариантом является штрафование в размерах дохода за несколько лет.
  2. , длительность которых исчисляется десятками/сотнями часов.
  3. Ещё один вид наказания – . Срок обычно держится в двух-, трёх- или пятилетнем пределе.
  4. ( или вполне реальное). Сроки зависят от тяжести преступления.

Предпринимательство в России обязано быть ответственным. Нарушения в этой сфере приносят порой огромные убытки, как людям, так и государству. Только активная борьба поможет снизить незаконное предпринимательство и развить легальный бизнес.

Ежедневно совершается масса коммерческих операций. Оказание платных услуг или изготовление за вознаграждение вещей по просьбе знакомых не редкость для многих.

Если данная сделка носит разовый характер, то это личное дело одного или нескольких человек. Но при регулярном совершении подобных действий приобретается коммерческий масштаб и в этом случае незаконному предпринимателю грозит ответственность.

Что относится к незаконной предпринимательской деятельности?

  1. Деятельность, запрещенная законом. Это понятие тесно связано с лицензированием. Виды дохода, при которых может быть нанесен ущерб здоровью человека, правам, законам или безопасности государства, считаются запрещенными. Регулировать их можно только при помощи лицензирования.
  2. Бизнес, не зарегистрированный в установленном государством порядке. Не редкость в современном мире, когда физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность, но при этом не является зарегистрированным в качестве частного предпринимателя. Это незаконно, грозит возникновением ряда правовых последствий. Можно отнести сюда перепродажу вещей и бижутерии, также услуги маникюра, наращивания ресниц, стрижки на дому.
  3. Отсутствие лицензии при выполнении лицензионных видов деятельности. Когда хозяйственная деятельность осуществляется без лицензии, но подлежит лицензированию, или нарушаются условия данного процесса для должностных лиц, субъектов хозяйствования, предусматривается административная ответственность по УК.
  4. Работа фирмы с нарушением уставных положений (с нарушением правил регистрации). Предпринимательская деятельность, которая осуществляется с нарушением правил регистрации, является незаконной, следовательно, в специализированные органы предоставляются заведомо ложные данные.

Какие государственные органы отвечают за это?


Налоговая инспекция

Сотрудниками налоговой инспекции достаточно часто проводятся рейдовые проверки для того, чтобы выявить лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с отсутствием регистрации или уклоняются от уплаты налогов. Проверяются торговые павильоны, розничная торговля по алкогольной продукции, также произведение денежных расчетов с покупателями, выявляя соответствие требования законодательства.

Антимонопольный комитет

Осуществление государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства является базовой функцией органов, они рассматривают дела о нарушениях различного плана. Существует Антимонопольный комитет, который руководствуется собственным процессуальным кодексом. Благодаря данному регламенту определен порядок рассмотрения дел по нарушению законодательства.

Органы надзора за потребительским рынком


Органом, который превалирует в данном направлении, считается Роспотребнадзор. В его функции входит защита прав потребителя. Этот орган располагает полномочиями по привлечению к административной ответственности. В основном выявляются нарушения в сфере торговли. Правонарушители и правоохранительные органы непосредственно связаны через данную систему.

Полиция

Является правоохранительным органом, главным занятием которого является обнаружение правонарушения, также именно здесь принимаются заявления от граждан, и возбуждаются дела по факту деятельности, не соответствующей законам.

Прокуратура

По сфере деятельности аналогично полиции, но проводит надзор за ней. Орган – представитель государства, раскрывает преступления и может даже привлечь к уголовной ответственности. Прокуратура непосредственно представляет обратившихся в суд для рассмотрения антизаконной активности юридических лиц и предпринимателей.

Виды дохода, которые не требуют государственной регистрации


Физические лица могут заниматься определенными видами работы, в которых отсутствует обязательная регистрация как индивидуального предпринимателя. Но все же предусматривается уплата определенных налогов, а именно существование единого налога никто не отменял.

Также, оплачивается подоходный налог это фиксированная сумма. Но привлекать иные физические лица по трудовому или гражданско-правовому договору категорически запрещается.

Репетиторство, обучение на дому

По гражданскому кодексу репетиторство не предпринимательская деятельность, налоговый кодекс разрешает самостоятельное проведение физическому лицу репетиторства. Здесь нет необходимости регистрироваться, как индивидуальный предприниматель. Не требуется регистрировать индивидуальное предпринимательство.

Уборка жилых помещений

Убирать помещения, стирать, гладить постельное белье, также можно без регистрации в государственных органах. К этому относятся, как территории частных домов, так и квартиры.

Уход за детьми в дневное время суток

Ухаживать за детьми, как и за стариками можно беспрепятственно днем.

Некоторые сельскохозяйственные услуги

К данным услугам относится выращивание сельскохозяйственной продукции, услуги по дроблению зерна, выпас скота. Наличие письменного уведомления о том, что человек занимается одним из перечисленных видов деятельности в соответствующем органе по месту регистрации, даст возможность беспрепятственно проводить действия. В качестве единого налога здесь взимается ежемесячная плата с каждого сотрудника.

Ответственность в 2017 году


Действующее законодательство 2017 года запрещает занятие предпринимательством с целью обогащения, не имея регистрации в налоговом органе по месту жительства.

Систематическое получение прибыли от любой активности именуют предпринимательской деятельностью.

Для каждой разновидности коммерции необходима регистрация ИП, также постоянно оплачиваются налоги и сборы. Ведение своевременной отчетности необходимо.

Если действовать незаконно, то возможна административная ответственность или уголовная. Штрафы и возбуждение уголовных дел никому не придутся по вкусу.

По степени ответственности также классифицируются составляющие в зависимости от варианта предпринимательства. Значение здесь имеет сумма оборота сроки ведения деятельности.

Наступление Уголовной ответственности происходит при деяниях предпринимателей, которые причиняют огромный ущерб гражданам, фирмам или государству, а также при извлечении дохода в свыше 1 млн. 500 тыс. рублей.

Административная (КоАП)

Оставшиеся случаи предусматривают административную ответственность. Это всевозможные штрафы. Существуют разнообразные статьи, в зависимости от которых варьируется сумма штрафа, также это могут быть обязательные работы. Предпринимателя могут арестовать на период до 6 месяцев.

Существует два варианта развития событий при перепродаже дорогостоящего товара, например, участка. Таким образом единичность позволяет исключить эту коммерческую операцию из предпринимательской деятельности, но получение крупного дохода относится к незаконному предпринимательству.

Налоговая (Налоговый кодекс)

Налоговый кодекс обладает двумя статьями по решению данного вопроса. Также придется заплатить штраф в связи с уклонением от постановки на учет в инспекцию. Размер штрафа составляет 10% полученного дохода, но не может быть меньше 40 тысяч рублей. Периодически инспекторами доначисляются налоги, исходя из расчетов, также платятся пени и штрафы за то, что налоги были выплачены не вовремя.

Административная ответственность и штрафы


  1. Нарушение правил лицензирования. В связи с видом правонарушения виновному лицу назначается определенная санкция за нарушение правил лицензирования. Применяются некоторые условия для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности. Определенная норма права должна существовать, должны присутствовать все основания для применения ответственности к персоне.
  2. Отсутствие лицензии. Когда ИП работает без лицензии, его владельцы будут наказаны. Как правило, мерой наказания является штраф. Иногда конфискуют задействованное в деятельности с отсутствием лицензии. Деятельность организации может быть приостановлена на 3 месяца.
  3. Работа без регистрации. Если говорить о работе и штрафах при отсутствии регистрации. Размер штрафа у такого сотрудника варьируется от 500 рублей до 2000 тысяч рублей.

Уголовная ответственность и возможные наказания

Предусматриваются в случае систематических зафиксированных занятий незаконной предпринимательской деятельностью. При систематическом нарушении правил деятельность является нелегальной. За это необходимо заплатить штраф. Предусматривается административная ответственность.

Случаи:

  1. В случае получения от незаконного коммерческого занятия доходов в особо крупных размерах. Если наносится ущерб государству, и получается доход больше 1,5 миллиона при проведении проверок, то руководитель отвечает за незаконную деятельность. Не привлекают только граждан, работающих в организации и заключивших трудовой договор с ней.
  2. При нанесении в ходе незаконной предпринимательской деятельности значительного ущерба гражданам РФ , организациям и государственным интересам. При наличии пострадавшей стороны при незаконной деятельности она должна подавать на индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо в суд. Есть возможность получения компенсации убытков и получения денег за моральный вред. Мировой судья рассматривает иск.

Налоговая ответственность и штрафы


  1. Предприниматель, не зарегистрированный в ФНС. Существует статья в кодексе, в соответствии с которой платятся налоговые штрафы. На сегодняшний день это единственный вид санкций. Налогоплательщик только через штрафы может понести налоговую ответственность
  2. Ведение коммерческой деятельности без регистрации в течение 90 дней и более. За ведение бизнеса без регистрации больше 90 дней необходимо заплатить 20% от общей прибыли, но эта сумма не должна составить меньше 40 тысяч рублей.
  3. Штраф за просрочку регистрации предпринимательства в ФНС. На сегодняшний день по данному параметру отсутствуют штрафы, поэтому с предпринимателей не взимаются штрафы за данное деяние.

Как защититься?

Как защититься от незаконной предпринимательской деятельности? Данным вопросом задается каждый потребитель. Банки, акционерные общества обещают выплатить немаленький процент, в связи с инфляцией граждане вкладывают сюда деньги. Но несостоятельность обещаний пугает.

Неплатежеспособность организаций достаточно распространена, также прекращение существования организаций влечет за собой множество проблем. Возбуждаются уголовные дела. Необходимо возмещать ущерб гражданам, которые страдают от недобросовестного и преступного предпринимательства.

Так как ущерб порой составляет огромные суммы и множество из пострадавших – низко обеспеченные слои общества, проблема приобретает особое социальное звучание, вызывает резкие протесты, упреки органам государственной власти в неспособности защитить права и законные интересы граждан. Проблема становится экономической.

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свои риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает его от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право имеет некоторые ограничения. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). К таким видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых осуществляется с помощью лицензирования. Государство регулирует определенные стороны отношений, связанных с экспортом и импортом, что налагает на многие предприятия некоторые ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Такие и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О саморегулируемых организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об экспорте газа» и др.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятия) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и проч. Естественно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает и внешнеторговую деятельность. Ее регламентируют несколько законов (например, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 13 июля 2015 г.)).

Лицензии на экспорт и импорт отдельных видов товаров выдает соответствующий орган федеральной исполнительной власти.

В случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации и нарушения прав и свобод граждан допускаются временные меры, ограничивающие свободу внешнеэкономической деятельности. Эти меры предусмотрены в Федеральном законе «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г. Такие меры применяются в случае возникновения международноправового деяния либо недружественного действия иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющих угрозу безопасности России или нарушающих права и свободы ее граждан. В этих случаях может быть применен запрет на совершение действий в отношении иностранного государства, иностранных организаций и граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории иностранного государства. Специальные меры включают приостановление программ в экономической, технической помощи и военно-техническом сотрудничестве, запрещение финансовых операций, прекращение или приостановление международных договоров, изменение таможенных пошлин, ограничение туристской деятельности и др. О таких мерах Президент РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу, которые вправе предложить их изменить или отменить.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и совершении сделок, влекущих установление контроля над такими хозяйственными обществами.

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также со стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и с нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), о разделе рынков, об устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены законом. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения в целях создания либо поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.

Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). Целям предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции посвящен Федеральный закон «О защите конкуренции» (в редакции от 3 июля 2016 г.).

Для реализации законов о защите конкуренции создана Федеральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления. Деятельность этих органов имеет квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т. е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Указанным Федеральным законом предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек). Федеральный закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон «О рекламе» (в редакции от 5 декабря 2016 г.), который предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» регламентируется распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия. Законом ограничивается реклама лекарственных средств, медицинских изделий, методов лечения, биологических добавок и особенно медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, которая не должна содержать утверждения о безопасности таких услуг. Не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, особенно рекламы в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, пиво, табак, оружие и др.). В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

Свобода предпринимательства в некоторых случаях вступает в противоречие с требованиями нравственности, правами и законными интересами граждан. В таких случаях государство на правовой основе ограничивает эту свободу на определенные виды деятельности. Например, Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 1 мая 2016 г.) разрешил проведение азартных игр только в игорных зонах пяти субъектов РФ, установил порядок создания и управления игорными заведениями, требования к организаторам этих игр и проч. Игорная зона не может быть ликвидирована Правительством РФ до истечения 10 лет со дня создания. Верховный Суд РФ высказал жесткую позицию по поводу азартных игр в Интернете: онлайн-казино должны быть заблокированы; отключать следует даже сайты, содержащие только информацию о подобных порталах.

Оказывая защиту предпринимательской деятельности, государство в то же время защищает действия граждан-вкладчиков, осуществляемые в личных интересах. Внешне носящие частный характер, такие действия имеют публичное значение, поскольку сбережения населения являются устойчивым источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 июля 2002 г. отметил, что «конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получение дохода. Однако банковские вклады являются источником долгосрочных инвестиций, и данная экономическая деятельность вкладчиков, осуществляемая в частных интересах, имеет вместе с тем и публичное значение, а потому государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных экономических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения в кредитной сфере».

Экономическая деятельность приобретает новые черты в связи с созданием таможенного союза. Так, Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в редакции от 3 июля 2016 г.) закрепил возможность создания зон, на территории которых действует особый режим осуществления предприни-мательскои деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Эти зоны призваны способствовать развитию обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развитию туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур и др.

Придание особого статуса определенным территориям предусматривается Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации...» (в редакции от 28 декабря 2013 г.). Закон устанавливает для таких зон меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Среди этих мер бюджетные ассигнования, капитальное строительство в области энергетики и транспорта, предоставление в аренду земельных участков, налоговые льготы и др.

Льготный порядок экономической деятельности установлен также федеральными законами об особых экономических зонах для Калининградской и Магаданской областей. На территории этих зон применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а участники хозяйственной деятельности получают особый статус.

формы взаимодействия между ними, преимущественно на согласительной основе;

Государственное регулирование не должно ограничиваться только интересами дорожного хозяйства и муниципального пассажирского транспорта, необходима определенные программы инвестиционной поддержки всей системы грузового транспорта;

Необходимо оценивать «полезность» функционирования системы грузового автомобильного транспорта через снижение транспортной составляющей себестоимости и повышения качества и доступности автотранспортных услуг;

Система грузового автотранспорта региона должна рассматриваться как через совокупность экономических сфер участия транспорта: производство, обмен, распределение и потребление, так и через совокупность организационных элементов системы, то есть субъектов хозяйствования - АТП общего и необщего пользования.

Библиографический список

1. Омский областной статистический ежегодник: стат. Сборник в 2-х частях, ч.2/ Омскстат. - Омск, 2004. - 369 с.

2. Развитие автомобильного рынка России// «Автоперевозчики,№ 10, 2002г., с15-18.

3. Садриев Д.С. Управление грузовым автотранспортным комплексом.Системно-синергетическмй подход.- СПб.: СПбГИЭА, 1999. -198 с.

4. Чочуа МП. Проблемы и перспективы формирования в России цивилизованного рынка грузовых автомобильных перевозок.// «Экономическое возрождение России», №3 (5), 2005г. с.67-70.

5. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведедений / А.Г.Будрин, Е.В.Будрина, М.Г.Григорян и др.; Под ред. Г.А.Кононовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

ЭЙХЛЕР Лариса Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика и управление предприятиями».

Дата поступления статьи в редакцию: 20.12.05 г. © Эйхлер Л.В.

удк «7.400.1 о. М. ГВОЗДЕВА

Омский государственный университет

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ ГРАЖДАН РФ

НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ, НЕ ЗАПРЕЩЕННУЮ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НА ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

На основе Конституции РФ исследуются социально-экономические права граждан, реализуемые в сфере производства.

Понятие «социально-экономические права» охватывает комплекс прав: экономических, социальных, экологических, культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная, не запрещенная законом экономическая деятельность; собственность; труд и отдых; здоровье; образование; окружающая природная среда; культурная деятельность. Эти права призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально-значимые потребности личности.

Закреплены социально-экономические права в ст. 34-44 Конституции РФ. В их состав входят: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную

законом экономическую деятельность; право частной собственности, в том числе на землю; свобода труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на защиту от безработицы; право на отдых; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.

Конкретизированы эти права и свободы в отраслевом законодательстве (гражданском, трудовом и т. д.).

В действующей Конституции РФ по сравнению с конституциями советского периода трактовка социально-экономических прав стала иной, кроме того, расширился их перечень.

Принципиально новое содержание, - отмечает по этому поводу Н.С. Бондарь, - приобретают социально-экономические права и свободы в условиях перехода к рынку. Они призваны отразить на законодательном уровне коренное изменение в социально-экономическом положении человека как участника рыночных отношений. При этом рыночное содержание социально-экономических прав определяется особыми, только ему присущими экономическими характеристиками самого рынка как основы и пространственной сферы осуществления данной группы прав и свобод. К такого рода экономическим признакам рынка можно отнести множественность форм собственности и их равноправие, свободное предпринимательство, конкуренцию, возмездность товарных отношений, формально-юридическое равенство рыночных отношений. В той или иной мере эти признаки напрямую присутствуют в содержании социально-экономических прав и придают им рыночный характер1.

Рассмотрим новые для действующей Конституции РФ социально-экономические права: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность; право на частную собственность, в том числе на землю.

1. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности fem. 34). Это важные формы проявления свободы личности в сфере экономики. Исходя из принципиально иной идеологии, экономические права советские конституции не закрепляли.

Право на экономическую деятельность - одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни2.

Под иной экономической деятельностью подразумевается деятельность, закрепленная Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Например, банковская деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др.

Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О центральном банке РФ (Банке России) и др.

федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенных местах. Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения.

За всю долголетнюю историю функционирования бирж (за рубежом и в России до 1917 г.) выделился определенный ряд товаров, которые называются классическим биржевым товаром (зерно, мясо, живой скот, нефть, нефтепродукты, цветные и драгоценные металлы, лес и др.). Вместе с этим на торгах могут быть и небиржевые товары, к которым относятся любые другие товары, изделия и продукты3.

Правовое регулирование биржевой деятельностью осуществляется Федеральным законом от 20.02.1992 № 2383 (ред. от 29.06.2004) «О товарных биржах и биржевой торговле», учредительными документами бирж, др. документами.

Внешняя торговля (англ. foreign trade) - торговля между странами, включающая экспорт и импорт товаров и услуг. Внешняя торговля характеризует участие данной страны в мировом товарообороте и международном разделении труда. Для большинства стран внешняя торговля выступает основной формой внешнеэкономических связей. Она осуществляется обычно посредством коммерческих операций, оформляемых соответствующими внешнеторговыми контрактами4.

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

Предпринимательская и иная экономическая деятельность не должна быть запрещена законом. Определенные виды деятельности, на которые требуется специальное разрешение (лицензия) указаны в Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Н.С.Бондарь очень точно подчеркивает, что реализация конституционного права на свободу предпринимательской деятельности не есть частный вопрос того или иного гражданина. В конечном счете, это проблема развития страны, перехода к новой системе хозяйствования.

Пред принимательство получает поддержку го-су-дарства. В 1995г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина - и на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях5.

Установлен запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и

недобросовестную конкуренцию. Переход к рынку не возможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

В советское время конкуренцию определяли, например, как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, которая неизбежно сопровождается анархией и стихией, осуществляется жестокими и хищническими методами, ведет к разрушительным экономическим и социальным последствиям»6. Но на самом деле никаких разрушительных экономических последствий конкуренция (имеется в виду добросовестная) не несет. Как верно определяет Г.И.Колесник, применительно к предпршшмательской деятельности она означает соперничество, состязательность между участниками рыночных отношений, которые всегда действуют, исходя из рационального преследования личных выгод. Как предприниматели, они стремятся к увеличению прибыли, как потребители они добиваются максимального повышения полезности приобретаемых товаров и услуг. Таким образом, каждый, стремясь только к собственной выгоде, в действительности одновременно удовлетворяет и какой-то чужой интерес, а в конечном итоге, они все вместе реализуют общественные интересы7. Конкуренцию называют «душой рынка».

Конкуренция, свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли8. В советский период конкуренции быть не могло, т.к. государство было единственным собственником средств производства.

2. Ст. 35, 36 закрепляют право частной собственности (в том числе на землю).

Советские конституции не признавали частной собственности и рассматривали ее как основу эксплуатации человека человеком. Граждане наделялись только правом личной собственности на трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное хозяйство, предметы домашнего обихода, личного потребления.

Имевшаяся в прежних конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формальный характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность гражданина фактически была полностью выключена из сферы общественного производства9. Но оказалось, что такая система неэффективна, непроизводительна, и как точно предвидел русский государственный деятель С.Ю.Витте: «Человек не разовьет своего труда, если он не имеет сознания, что плоды его труда суть его собственность и собственность его наследников»10.

Конституция РФ признает, защищает частную собственность (равно как государственную, муниципальную и иные формы собственности), относит ее к основам конституционного строя.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Это одно из основных прав человека. Конституционное закрепление этого права имело решающее

значение при переходе России к рыночной экономике.

Право частной собственности и его охрана предполагают право индивида самому или совместно с другими лицами - физическими и (или) юридическими - создавать в установленном законом порядке и формах хозяйственные общества и товарищества, организация и деятельность которых регламентируется Гражданским кодексом и изданными в соответствии с ним специальными законами. Такие общества и товарищества, выступающие в качестве юридических лиц (гл. 4 ГК), в то же время, как и сам индивид, являются частными лицами, и их собственность является частной собственностью. Частной собственностью является и собственность предприятий, созданных юридическими лицами"".

Частная собственность граждан, считает профессор А.П.Сергеев, - выступает ныне в следующих формах: собственность граждан, источником образования которой является их труд в качестве наемных работников безотносительно к тому, в какой сфере хозяйства и культуры и к чьим средствам производства этот труд прилагается; собственность, источником образования которой служит собственная экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли; собственность, которая образуется за счет предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде; собственность, которая образуется за счет предпринимательской деятельности, основанной на привлечении наемного труда. Ученый справедливо не сбрасывает со счетов как общесоциальные (пособия и выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь из-за рубежа и за счет благотворительных фондов и т. д.), так и общегражданские (проценты на капитал, наследование, дарение и т. д.) способы образования собственности граждан п.

Особо следует сказать об интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность - это определенные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

П. Розенберг считает, что интеллектуальная собственность - это собственность особого рода, которая требует специального регулирования ввиду ее нематериального характера, поскольку объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые и бестелесные вещи13.

Подобного мнения придерживается бельгийский юрист Пикард: права на изобретение, промышленный образец и полезную модель, товарный знак, фирменное наименование и т. д. составляют особую интеллектуальную собственность и право на нее существенно отличается от права собственности на вещь14.

В настоящее время, - пишет А.П.Сергеев, -практически никто не ставит под сомнение двойственную природу авторских и изобретательских прав. С одной стороны, создателю творческого результата принад лежит право на его использование, которое носит исключительный характер и в принципе может свободно передаваться другим лицам

(предоставляется разрешение на использование результата). Данное право относится к числу имущественных прав и по целому ряду признаков действительно сходно с правом собственности. С другой стороны, - продолжает он, - автор обладает совокупностью личных неимущественных (моральных) прав, таких как право авторства, право на авторское имя и т. д., которые не могут отчуждаться от их обладателя в силу самой их природы. При этом между имущественными и личными правами не существует непреодолимой грани; напротив, они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, образуя неразрывное единство»15.

Интеллектуальная собственность существенно отличается от права собственности еще и тем, что права авторов, изобретателей и их правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве, а право собственности в принципе бессрочно и не подлежит каким-либо территориальным ограничениям; что авторские и патентные права защищаются^ помощью иных правовых средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя,1" но ведь речь идет о собственности, только собственности особого рода. На основе изложенного мы приходим к выводу, что интеллектуальная собственность не что иное, как вид права собственности.

К собственности особого рода относится и собственность на землю. О.И. Крассов определяет земельные отношения как особый вид имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством17. Мы придерживаемся точки зрения Е.С.Болтановой, по мнению которой имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. Но отношения по поводу земли складываются не только имущественного характера. Так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Конституция РФ устанавливает руководящие начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9. Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Развивая это конституционное положение, земельное законодательство содержит нормы, определяющие особый порядок изъятия и предоставления земель; регулирующие охрану и воспроизводство земель18.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяется Земельным кодексом РФ.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона

при условии предварительного и равноценного возмещения - это гарантии неприкосновенности собственности.

Говоря о праве собственности, нельзя обойти вниманием наследование, потому что оно тоже есть гарантия прав частной собственности. В Конституции РФ так и сказано: право наследования гарантируется. Подробно оно peí лэментировано III частью Гражданского кодекса РФ.

Представление о наследовании, пронизывающее все паше современное право, в значительной степени обязано своей выработкой римскому праву, которое впервые сформулировало и последовательно провело мысль об универсальном характере наследственного преемства. «Hereditas nihil aliud est, quam succession in universum jus quod defunc-tus habuerit»...» («наследственное право есть не что иное, как получение в целом права, которым обладал умерший»)14.

Наследование - это переход прав и обязанностей умершего лица (наследодателя) к его правопреемникам (наследникам) в порядке и с ограничениями, установленными нормами наследственного права, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах гражданского законодательства™.

Так определяет наследование Конституционный суд РФ: право наследования, гарантированное ст. 35 (ч. 4) Конституции РФ и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Оно включает в себя как право наследодателя распоряжаться своим имуществом, завещать его любым гражданам, так и право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества. Каждое государство самостоятельно определяет принципы наследственного правопреемства, круг наследников по закону и по завещанию, порядок и условия призвания их к наследованию21.

Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного из них, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, отменить или изменить завещание. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доли в наследстве. Обязательную долю в наследстве имеют несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964г. было две очереди наследников по закону. Федеральным законом от 14.05.2001 № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР»22 увеличился круг наследников до четырех очередей.

С 01.03.2002 вступила в силу III часть Гражданского кодекса РФ, которая расширила круг наследников по закону до восьми очередей.

На примере расширения круга наследников, - рассуждает О.В.Мананников, - можно проследить изменение отношения государства к роли наследования, к осознанию значения наследования в жизни всех граждан, деятельности юридических лиц и государственных органов. Безусловно, жизнь не стоит на месте, социальные ориентиры и ценности

меняются. При всей изменчивости и непостоянстве экономики и политики в нашем государстве радует возвращение в правовое поле веками наработанных и проверенных правовых институтов. Абсолютно позитивными изменениями можно назвать усиление роли и значения законного наследования, расширение возможности совершать завещательное распоряжение в самых непредвиденных ситуациях (ученый имеет в виду ст. 1127, 1129 ГК РФ, завещания, приравненные к нотариально удостоверенным завещаниям и завещание в чрезвычайных обстоятельствах), а также просматривающуюся дебюрократизацию процедуры оформления наследниками своих прав на наследство. Остается пожелать законодателю не останавливаться на достигнутом и добавить к уже совершенным реформам еще реформу в части уменьшения налога на имущество, переходящее в порядке наследования, а также в части снижения размера государственной пошлины, взыскиваемых с наследников21.

Обновление социально-экономических прав в условиях перехода к рынку должно учитывать еще один принципиально важный момент: сам по себе переход к рыночной экономике еще не самоцель. Решение этой задачи должно служить достижению экономической свободы личности, ее экономического достоинства и обеспечению на этой основе наиболее эффективного развития социально-ориентированной экономики. Поэтому система соответствующих прав должна обеспечивать не только свободу предпринимательства и другие формы экономической свободы, но и права, гарантирующие человеку защиту от стихии рынка, от безработицы и нищеты. В этом плане важное значение приобретает сохранение и в условиях рынка всего того положительного, что было выработано практикой предшествующего развития нашего государства с точки зрения обеспечения, например, бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, отсутствия безработицы и т. д.24

В связи с конституционным закреплением прав на предпринимательскую и иную экономическую деятельность, на частную собственность у человека появилась реальная возможность жить достойно. Многое теперь зависит от нас самих, на сколько мы будем социально активны.

Библиографический список

1. Бондарь Н.С. Основы государства и права / Под ред. В.Т. Гайкова, В.А.Ржевского. Ростов-на-Дону, 2003. С. 351.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С.220.

3. Беляков А.З, Правовые и экономические основы биржевой и брокерской деятельности (практическое руководство). М„ 1992. С. 5-6.

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб., 2002. С. 96.

5. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунь-кова. Изд-во БЕК, 1996.

6. Политэкономический словарь. М., 1983. С. 188.

7. Предпринимательское право / Под ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. Ростов-на-Дону, 2001. С. 219.

8. Словарь иностранных слов/Подред. И.В.Лехина.С.М.Лок-шиной, Ф.Н.Петрова, Л.С.Шаумяна. М., 1964 С.320-321.

9. Цит. по: Козлова Е.И. Конституционное право России / Подред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 282.

10. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1923. Т. 1С. 410.

11. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунь кова. Изд-во БЕК, 1996.

12. Сергеев А.П. Гражданское право. Учебник. Часть [. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 365.

13. Розенберг П. Основы патентного права США. М., 1979. С. 42.

14. Urbaneta Mariano Uzcatequi. Propiedad industrial. Caracas. 1970. P. 49.

15. Сергеев А.П. Указ.соч. С. 4-5.

16. Там же. С. 4.

17. КрассовО.И. Земельное право: Учебник. М„ 2000. С. 25.

18. Болтанова Е.С, Земельное право: Курс лекций. М.,2003. С. 19.

19. Покровский И.А. История римского права. СПб.: ИТД., 1999. С. 479-480.

20. Мананников О.В. Наследственное право России. М., 2004. С. 13.

21. Определение Конституционного суда РФ от 02.11.2000 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горшковой А.В, на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 532 ГК РСФСР» // Вестник Конституционного суда РФ. 2001. № 2.

22. См.: Парламентская газета 2001. № 88; Российская газета. 2001. № 93; СЗ РФ 2001. № 21. Ст. 2060.

23. Мананников О.В. Указ. соч. С. 13.

24. Там же. С. 352.

ГВОЗДЕВА Ольга Михайловна, соискатель кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.12.05 г. © Гвоздева О.М.

Календарь научных мероприятий

Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование финансово-кредитных отношений»