Следственное управление по рф. Следственный комитет российской федерации. Особые даты и события

Следственный комитет Российской Федерации

Следственный комитет
Российской Федерации
СК России
Страна: Россия
Создана: 15 января 2011 года
Юрисдикция: Президент Российской Федерации
Средняя численность: 21,156
Предшествующая
служба:
Руководство
Руководитель: Бастрыкин А. И.
Сайт
sledcom.ru

Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции (СК России) - следственный орган в России , образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации . Начал свою деятельность 15 января 2011 года .

История создания Следственного комитета России

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

Современный правовой статус

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. были приняты федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации ещё входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Руководство

Председатель

Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель Следственного комитета имеет допуск к государственной тайне .

Первые заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации

Заместители Председателя

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации (у первых пяти назначенных заместителей Председателя первой стоит дата начала исполнения обязанностей до назначения Указом Президента РФ после создания СК России).

Структура СК России

В структуру Центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации входят:

  • Главное следственное управление
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности
    • Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики
    • Управление методико-аналитического обеспечения
    • Отдел информационно-технического и документационного обеспечения
  • Главное управление процессуального контроля
    • Управление процессуального контроля за следственными органами
    • Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции
    • Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел
  • Главное организационно-инспекторское управление
    • Организационно-контрольное управление
    • Информационно-методическое управление
    • Управление собственной безопасности
    • Управление оперативных служб
    • Отдел документационного обеспечения и корректуры
  • Главное управление криминалистики
    • Методико-криминалистическое управление
    • Технико-криминалистическое управление
    • Управление организации экспертно-криминалистической деятельности
    • Отдел документационного обеспечения
  • Главное управление обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации
    • Финансово-экономическое управление
    • Управление материально-технического обеспечения
    • Управление делами
    • Контрольно-ревизионное управление
    • Отдел обеспечения деятельности по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам
    • Отдел организационного и документационного обеспечения
  • Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу
    • Управление по расследованию особо важных дел
    • Контрольно-криминалистическое управление
    • Отдел межведомственного взаимодействия и физической защиты
    • Организационно-аналитический отдел
    • Отдел документационного обеспечения
  • Следственное управление по Центральному федеральному округу
  • Следственное управление по Северо-Западному федеральному округу
  • Следственное управление по Приволжскому федеральному округу
  • Следственное управление по Уральскому федеральному округу
  • Следственное управлениепо Сибирскому федеральному округу
  • Следственное управление по Дальневосточному федеральному округу
  • Следственное управление по Южному федеральному округу
  • Управление кадров
  • Правовое управление
  • Управление взаимодействия со средствами массовой информации
  • Управление международно-правового сотрудничества
  • Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению
  • Управление по защите государственной тайны
  • Управление физической защиты
  • Отдел процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах

Численность сотрудников

Штатная численность Следственного комитета (кроме военных следственных органов СК России) составит 19 156 сотрудников, а с 1 января 2012 года - 21 156 сотрудников.

Штатная численность военных следственных органов СК - 2 034 сотрудника.

Награды

Приказом Следственного комитета России от 15 июля г. № 111 «О наградах Следственного комитета Российской Федерации», изданным в соответствии со ст. 27 ФЗ «О Следственном комитете РФ», были учреждены ведомственные награды Следственного комитета Российской Федерации.

Примечания

Ссылки

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Следственный комитет РФ

    Следственный комитет РФ - федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

    Руководство деятельностью комитета осуществляет Президент РФ. Он же назначает и освобождает от должности Председателя Следственного комитета РФ, его заместителей, руководителей главных следственных управлений, следственных управлений по субъектам РФ, иных должностных лиц, для которых предусмотрено присвоение высших специальных званий .

    На Следственный комитет РФ возложены следующие задачи:

    • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью;
    • обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
    • осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета РФ и их должностных лиц;
    • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
    • международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;
    • разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения российского законодательства об уголовном судопроизводстве;
    • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
    • определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле .

    Структура Следственного комитета РФ выглядит следующим образом:

    Как видно из рисунка, в Следственном комитете РФ существует 4 типа структурных подразделений: главные управления и управления центрального аппарата, расположенные в г. Москве; территориальные органы (по субъектам РФ и иным территориям); специализированные следственные органы, которые расследуют дела о преступлениях на транспорте, в таможенной сфере, связанные с природоохранными вопросами, в закрытом территориальном образовании «Межгорье», на комплексе «Байконур»; подразделения военного следствия. Во много структура Следственного комитета напоминает систему органов .

    У комитета имеются и подведомственные учебные заведения - Академия Следственного комитета РФ и Кадетское училище Следственного комитета РФ им. Александра Невского.

    Орган обладает довольно большой самостоятельностью. В частности, недопустимо вмешательство в деятельность и воздействие на сотрудников Следственного комитета РФ со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц .

    При этом требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета РФ, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок .

    Также сотрудники Следственного комитета РФ при осуществлении процессуальных полномочий вправе:

    • беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследования уголовного дела;
    • входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление;
    • требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов;
    • требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов;
    • вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства .

    Подследственность Следственного комитета РФ включает довольно внушительный перечень статей Уголовного кодекса РФ. В частности, убийство, причинение смерти по неосторожности, доведение до самоубийства, похищение, изнасилование и иные преступления сексуального характера, нарушение неприкосновенности жилища, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, фальсификация итогов голосовая, нарушение авторских и смежных прав, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, дача взятки, получение взятки и др. . Если указанные деяния совершили лица, находящиеся на , то их расследованием занимаются органы военного следствия.

    Объем работы, проделываемый Следственным комитетов РФ, весьма существенный. Ежегодно сотрудниками возбуждается около 150 тыс. уголовных дел. Плюс к ним прибавляется расследование дел прошлых лет. Иногда на следователя ложится до нескольких десятком дел. Причина - относительно небольшой штат для такого объема работы. На все подразделения комитета приходиться около 23 тыс. сотрудников (223 их них находятся на должностях, которыми предусмотрено присвоение высших (генеральских) специальных званий), в т.ч. приблизительно 2 тыс. сотрудников военного следствия.

    П. 16 Положения о Следственном комитете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011 № 38).

    П. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «Следственном комитете Российской Федерации».

    П. 1 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «Следственном комитете Российской Федерации».

    П. 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «Следственном комитете Российской Федерации».

    ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

    ГСУ СК РФ по г. Москве

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЦАО

    Следственное управление по Центральному административному округу г.Москвы (СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по ЦАО г. Москвы

    Следственный отдел по Басманному району (Басманный СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Замоскворецкий Замоскворецкий МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Мещанский межрайонный следственный отдел (Мещанский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Пресненский межрайонный следственный отдел (Пресненский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственный отдел по Таганскому району (Таганский СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственный отдел по Тверскому району (Тверской СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственный отдел по району Хамовники (Хамовнический СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СВАО

    Следственное управление по Северо-Восточному административному округу г.Москвы

    (СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по СВАО г. Москвы

    Бабушкинский межрайонный следственный отдел (Бабушкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Бутырский межрайонный следственный отдел (Бутырский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Останкинский межрайонный следственный отдел (Останкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СЗАО

    Следственное управление по Северо-Западному административному округу г.Москвы

    (СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по СЗАО г. Москвы

    Тушинский межрайонный следственный отдел (Тушинский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Хорошевский межрайонный следственный отдел (Хорошевский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА САО

    Следственное управление по Северному административному округу г. Москвы (СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по САО г. Москвы

    Головинский межрайонный следственный отдел (Головинский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Коптевский межрайонный следственный отдел (Коптевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Савеловский межрайонный следственный отдел (Савеловский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Тимирязевский межрайонный следственный отдел (Тимирязевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ВАО

    Следственное управление по Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по ВАО г. Москвы

    Измайловский межрайонный следственный отдел (Измайловский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Перовский межрайонный следственный отдел (Перовский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Преображенский межрайонный следственный отдел (Преображенский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗАО

    Следственное управление по Западному административному округу г. Москвы (СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по ЗАО г. Москвы

    Дорогомиловский межрайонный следственный отдел (Дорогомиловский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Кунцевский межрайонный следственный отдел (Кунцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Никулинский межрайонный следственный отдел (Никулинский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Солнцевский межрайонный следственный отдел (Солнцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮВАО

    Следственное управление по Юго-Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по ЮВАО г. Москвы

    Кузьминский межрайонный следственный отдел (Кузьминский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Лефортовский межрайонный следственный отдел (Лефортовский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Люблинский межрайонный следственный отдел (Люблинский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮАО

    Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по ЮАО г. Москвы

    Нагатинский межрайонный следственный отдел (Нагатинский

    Симоновский межрайонный следственный отдел (Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Чертановский межрайонный следственный отдел (Чертановский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    ЮГО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮЗАО

    Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Следственные подразделения СУ по ЮЗАО г. Москвы

    Гагаринский межрайонный следственный отдел (Гагаринский

    Зюзинский межрайонный следственный отдел (Зюзинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    Черёмушкинский межрайонный следственный отдел (Черёмушкинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

    ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗелАО

    Следственный отдел по Зеленоградскому административному округу г. Москвы

    ТРОИЦКИЙ И НОВОМОСКОВСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГА МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

    Следственный отдел по Троицкому и Новомосковскому административным округам

    Следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере

    Следственный комитет РФ является самостоятельным органом федеральной исполнительной власти, полномочия которого распространяются на сферу уголовного судопроизводства (в пределах, установленных УПК РФ). Как и любой другой государственный орган, он осуществляет свою деятельность, опираясь на собственную правовую основу.

    Основным нормативным правовым актом, регламентирующим организацию и деятельность этого следственного органа, является Закон о Следственном комитете РФ. Этот Закон регулирует задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, правовое положение его сотрудников, а также иные вопросы.

    Следующими по значению для Следственного комитета РФ нормативными правовыми актами являются Положение о Следственном комитете РФ и Перечень должностей в Следственном комитете РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации". Первый из них уточняет и развивает предписания Закона о Следственном комитете РФ. Второй – касается системы должностей и званий.

    Не меньшее правовое значение имеет Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 14 апреля 2011 г. В этот нормативный документ включены основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих, рекомендательные правила поведения государственных служащих, а также вопросы, связанные с возложением ответственности за нарушение соответствующих правил.

    Основными задачами Следственного комитета РФ (в пределах предоставленных ему полномочий) являются (ст. 1, 8, 9, 11 Закона о Следственном комитете РФ во взаимосвязи):

    • – быстрое (оперативное) и всестороннее, полное и объективное (качественное) расследование преступлений (соответственно подследственности, определенной УПК РФ);
    • – обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;
    • – осуществление внутриведомственного процессуального контроля над деятельностью по расследованию преступлений;
    • – выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
    • – осуществление международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства;
    • – разработка предложений (мер, мероприятий, программ) по реализации уголовно-процессуальной политики;
    • – участие в правотворческой деятельности и совершенствование уголовно-процессуального законодательства;
    • – обеспечение взаимодействия (координация и совместная работа) с другими правоохранительными органами по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью;
    • – информационно-статистическое обеспечение собственной деятельности, внутриведомственной (нижестоящих следственных подразделений и должностных лиц перед своим руководством) и ведомственной (перед Президентом РФ) подотчетности (определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе и процессуальном контроле).

    Организация деятельности Следственного комитета РФ строится на принципах, предусмотренных ст. 2, 5, 6 вышеуказанного Закона:

    • – единства формы и содержания – наличия у следственных органов общих функций и выполнение общих задач единообразными способами и средствами;
    • – законности – осуществления своих полномочий в соответствии с УПК РФ и другим законодательством РФ;
    • – централизации – реализации следственных и иных полномочий в рамках отношений субординации между нижестоящими и вышестоящими сотрудниками, подчиненности и подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам, включая Президента РФ;
    • – независимости – недопустимости возникновения у следственных органов и их должностных лиц каких-либо отношений (материальных или нематериальных) зависимости от органов власти, общественных объединений и организаций, иных органов (в том числе в форме представительства в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ);
    • – транспарентности – гласности осуществления мероприятий и действий и информационной открытости результатов следственной деятельности для органов власти и населения (если это не вступает в противоречие с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требованиями уголовно-процессуального законодательства и законодательства РФ о государственной и иной охраняемой правом тайне);
    • – деполитизации – недопустимости вовлечения сотрудников следственных органов, в какой бы то ни было форме, в политическую деятельность, совершения ими и (или) принятия ими политически мотивированных действий и решений;
    • – декоммерциализации – запрет для сотрудников следственных органов совмещения своей работы с коммерческой или иной деятельностью, осуществляемой на возмездной основе;
    • – творческой свободы – допустимости совмещения своей работы с преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ).

    Как уже отмечалось, Следственный комитет РФ представляет собой единую федеральную централизованную (вертикально-интегрированную) систему следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.

    Системная организация органов следствия строится на принципах.

    • – соответствия их внешнего построения административно-территориальному и военно-административному делению РФ;
    • – внутрисистемной централизации (подчинения нижестоящих органов вышестоящим органам);
    • – процессуального и организационного контроля (со стороны руководителей следственных органов) над следователями в сочетании с их процессуальной самостоятельностью в ходе производства по уголовным делам.

    Следственный комитет РФ возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в сфере уголовно-процессуальной деятельности (в установленных законом пределах).

    Председатель Следственного комитета РФ имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ.

    Первый заместитель и заместители Председателя, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ.

    Председатель Следственного комитета РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.

    Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, имеют помощников по особым поручениям.

    Заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления также имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников.

    В состав центрального аппарата Следственного комитета РФ входят следующие основные функциональные структуры:

    • – Главное следственное управление;
    • – Главное управление процессуального контроля;
    • – Главное организационно-инспекторское управление;
    • – Главное управление криминалистики;
    • – Главное управление обеспечения деятельности;
    • – Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу;
    • – Следственные управления по федеральным округам;
    • – Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
    • – Главное военное следственное управление.

    Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ образованы дополнительные (вспомогательные) структуры: Главное управление обеспечения деятельности, управление кадров, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации, управление международно-правового сотрудничества, управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, управление по защите государственной тайны, управление физической защиты, отдел информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ.

    Главное следственное управление состоит из следующих структурных подразделений:

    • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;
    • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;
    • – управления процессуального контроля и методикоаналитического обеспечения, отдел документационного обеспечения.

    Главное управление процессуального контроля включает в себя:

    • – управление процессуального контроля за следственными органами;
    • – управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;
    • – управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;
    • – организационно-аналитический отдел и отдел документационного обеспечения.

    Главное организационно-инспекторское управление состоит из следующих структурных единиц:

    • – организационно-контрольное управление;
    • – информационно-методическое управление;
    • – управление собственной безопасности;
    • – управление оперативных служб;
    • – отдел документационного обеспечения и корректуры.

    Главное управление криминалистики подразделяется

    на следующие управления и отделы:

    • – методико-криминалистическое управление;
    • – технико-криминалистическое управление;
    • – управление организации экспертно-криминалистической деятельности;
    • – отдел документационного обеспечения;
    • – отдел по внедрению криминалистической и специальной техники.

    Главное управление обеспечения деятельности состоит из следующих подразделений:

    финансово-экономическое управление;

    • – управление материально-технического снабжения;
    • – управление делами;
    • – контрольно-ревизионное управление;
    • – управление капитального строительства;
    • – отдел организационного и документационного обеспечения.

    Сходной (по предметно-функциональному содержанию) структурой обладают главное следственное управление и следственные управления но федеральным округам.

    Особым звеном в организационной структуре Следственного комитета РФ является Главное военное следственное управление. Ему подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и по г. Москве. Низшее звено военноследственных органов – отделы или отделения в военных гарнизонах, частях, соединениях, объединениях.

    К территориальным органам (структурам) Следственного комитета РФ относятся следственные управления и главные следственные управления в субъектах РФ. Главные следственные управления созданы в четырех субъектах РФ: в г. Москве, в Московской области, в г. Санкт-Петербурге и в Красноярском крае.

    Низшее звено территориальных структур – следственные отделы по районам и городам.

    В структуре Следственного комитета РФ существуют также специализированные следственные управления на транспорте и другие специализированные следственные органы. К ним относятся Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте. Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление и следственные управления в закрытых административно-территориальных образованиях. Низшие подразделения этих следственных органов – специализированные следственные отделы, приравненные к районным. Юрисдикция указанных специализированных следственных органов закреплена приказом Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4.

    Служба в Следственном комитете РФ относится к разновидности федеральной государственной службы, которую проходят его сотрудники. Иными словами, следователи и другие должностные лица этого органа государства являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Значит, на сотрудников органов Следственного комитета РФ распространяется трудовое законодательство (с учетом специфики, предусмотренной для данного вида службы). Исключение составляют должностные лица военно-следственных органов, которыми могут быть только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Поэтому порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с учетом специфики следственной службы).

    Вместе с тем отдельные должности в Следственном комитете РФ могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    На должность сотрудника Следственного комитета РФ могут претендовать только граждане Российской Федерации, получившие в установленном законом порядке высшее юридическое образование, имеющие необходимые профессиональные и высокие моральные качества и обладающие здоровьем, позволяющим исполнять обязанности, возлагаемые на них службой.

    В исключительных случаях на должности следователей районных, городских следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ (и приравненных к ним подразделений) могут назначаться граждане, окончившие три курса образовательного учреждения высшего профессионального образования по юридической специальности. Кроме того, на отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете РФ могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, соответствующего замещаемой должности.

    При этом гражданин не может быть принят на службу (включая гражданскую государственную службу) или на работу по трудовому договору в Следственный комитет РФ, если он:

    • – по решению суда, вступившего в законную силу, является недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • – по приговору суда, вступившему в законную силу, был осужден за преступление;
    • – имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;
    • – в отношении него осуществляется уголовное преследование либо уголовное преследование прекращено по нереабилитирующему основанию (за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием и т.п.);
    • – отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если должность, на замещение которой претендует гражданин, требует использования таких сведений;
    • – имеет заболевание, не позволяющее ему исполнять обязанности по службе;
    • – состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником или федеральным гражданским служащим Следственного комитета РФ (если должность, на замещение которой он претендует, предполагает возникновение субординационных отношений между ними);
    • – утратил статус (вышел или был лишен) гражданина Российской Федерации;
    • – гражданин другого государства или других государств (если только иное не предусмотрено международным договором РФ);
    • – представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на следственную службу;
    • – не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо ложные сведения об имеющихся у него, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
    • – не исполнял обязанности и не соблюдал ограничения, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

    Граждане, получившие высшее юридическое образование по договорам о целевом обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях комитета в течение не менее пяти лет. Причем в случае досрочного прекращения следственной службы (кроме случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением соответствующего следственного органа или учреждения, сокращением численности или штата его сотрудников) такие граждане полностью возмещают потраченные на их обучение средства.

    На должности руководителей районных, городских (и приравненных к ним) следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

    На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. Председатель Следственного комитета РФ вправе в исключительных случаях назначать на такие должности руководителей следственных органов Следственного комитета РФ, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.

    Биография

    Бастрыкин Александр Иванович родился 27 августа 1953 г. в Пскове в семье рабочих, участников Великой Отечественной войны.

    Отец, Иван Ильич, военно-морской офицер, воевал в составе боевых частей Северного флота, награжден боевыми наградами. Мать – Евгения Антоновна – зенитчица, воевала в составе боевых частей Краснознаменного Балтийского флота, награждена боевыми наградами.

    С 1958 г. А.И. Бастрыкин с семьей проживает в Ленинграде.

    Образование:

    В 1970 году окончил 27 среднюю школу Василеостровского района Ленинграда с углубленным изучением русского языка, истории и литературы.

    В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова, в 1980 г. - аспирантуру ЛГУ.

    Доктор юридических наук (1987), тема докторской диссертации – «Проблемы взаимодействия норм внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства».

    Профессор (1991 г.).

    Служба в органах внутренних дел Ленинграда:

    • 1975-1978 – служба в органах внутренних дел Ленинграда в должности инспектора уголовного розыска, следователя. Здесь, в 1977 году, вступил в ряды КПСС.

    Преподавательская деятельность в Ленинградском государственном университете:

    • 1978-1980 – аспирантура юридического факультета ЛГУ под руководством заслуженного деятеля науки профессора И.Ф. Крылова по кафедре уголовного процесса и криминалистики, которую возглавлял заслуженный деятель науки профессор Н.С. Алексеев;
    • 1980-1988 – преподавательская деятельность на кафедре уголовного процесса и криминалистики Ленинградского государственного университета.

    Общественно-политическая деятельность:

    • 1980-1982 – секретарь комитета ВЛКСМ ЛГУ;
    • 1982-1983 – секретарь Ленинградского горкома ВЛКСМ;
    • 1983-1985 – секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ;
    • 1986-1988 – заместитель секретаря парткома ЛГУ.

    Административная и научно-педагогическая деятельность в вузах Ленинграда:

    • 1988-1991 – директор Института усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, заведующий кафедрой следственной тактики (г. Ленинград);
    • 1992-1995 – ректор и профессор Санкт-Петербургского юридического института;
    • 1995-1996 – заведующий кафедрой транспортного права и профессор Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций;
    • 1998-2001 – директор Северо-Западного филиала (Санкт-Петербургского юридического института) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (г. Санкт-Петербург).

    Служба во внутренних войсках МВД РФ:

    Служба в Министерстве юстиции РФ и МВД РФ:

    • 2001-2006 – руководитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу (г. Санкт-Петербург);
    • с июня 2006 г. – начальник Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Центральному федеральному округу.

    Служба в органах Прокуратуры РФ:

    • с октября 2006 г. – заместитель Генерального прокурора РФ; член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г.);
    • 22 июня 2007 года – Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

    Служба в Следственном комитете России:

    • с 4 октября 2010 года Указом Президента Российской Федерации № 1204 назначен исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
    • Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 39 назначен Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

    Чины, звания, должности:

    Государственный советник юстиции 1 класса.

    Генерал юстиции Российской Федерации.

    Член Национального антитеррористического комитета (Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2013 г. № 579).

    Член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 1060).

    Член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 июля 2012 г. № 352-рп).

    Почетные звания и награды:

    Заслуженный юрист Российской Федерации.

    Имеет государственные награды, в том числе:

    Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

    Орден Александра Невского.

    Орден Почета.

    Орден Дружбы (Республика Армения).

    Награжден медалями, наградным оружием.

    Имеет награды ряда зарубежных государств.

    Является Почетным работником юстиции Российской Федерации, Почетным работником прокуратуры Российской Федерации, Почетным работником Следственного комитета Российской Федерации.

    Научная и педагогическая деятельность:

    Профессор кафедры теории государства и права Всероссийского государственного университета юстиции Минюста России; профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина;

    Член Ученого совета Института Государства и права Российской Академии Наук;

    Член Диссертационного совета по специальности Д 212.232.66 при Санкт-Петербургском государственном университете;

    Действительный член Петровской академии наук и искусств, Российской академии социальных наук, Балтийской педагогической академии.

    Творческая деятельность:

    Член Союза писателей России.

    Общественная деятельность:

    Первый вице-президент Всероссийской общественной организации «Выдающиеся полководцы-флотоводцы»;

    Почетный Председатель Национальной Ассоциации «Союз ветеранов следствия»;

    Член Попечительского Совета Дипломатической Академии МИД России;

    Член Попечительского Совета Фонда содействия возрождению и развитию культурного и духовного наследия «Малый театр»;

    Председатель консультативного совета Следственного комитета Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

    Сопредседатель Общественного координационного Совета при Следственном комитете Российской Федерации по вопросам оказания помощи детям юго-востока Украины.

    Цитаты

    «Интереснейшее было время, юрфак был очень живой и с точки зрения преподавателей - колоссов во всех отношениях, - и с точки зрения аудитории, тех студентов, кто учился в то время»

    О годах учебы на юрфаке ЛГУ

    «У меня была соседка по ленинградской коммуналке, старушка «из бывших», как тогда говорили, - дворянка. Она сказала мне: «Саша, профессия юриста - это очень благородная профессия. Это очень хороший выбор». До сих пор помню эту фразу»

    О выборе профессии

    «Наш принцип - перед законом все должны быть равны»

    О Следственном комитете