Можно ли рубить деревья на собственном участке. Можно ли рубить лес на собственном участке? Удаление зелёных насаждений на участках, принадлежащих посторонним людям или сторонним организациям

Распространенная ситуация из жизни: (имеет оформленное в соответствии с законодательством право собственности на данный участок) решил очистить его от деревьев, растущих на нем. Данный участок не связан никакими обременениями, аресты отсутствуют, предметом залога и т.п. участок не является. Участок не принадлежит в категории селитебных, парковых, охраняемых (водо-охранных и др.), заповедных и иных аналогичных зон. Участок предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС ), на нем имеется жилой дом и, быть может, иные, разрешенные законом, строения. Деревья, находящиеся на участке, не относятся к категории реликтовых, особо ценных пород.

Может ли при таких обстоятельствах собственник участка (единолично или воспользовавшись услугами сторонних лиц) ликвидировать все или часть деревьев, растущих на нем? Грубо говоря, имеет ли он право, как хозяин участка и всего того, что на нем находится, спилить эти деревья?

Для дилетанта в современном российском «праве» (в т.ч. для рядового кабинетного юриста) данный вопрос может показаться банальным и даже смешным. Ну, какой, мол, разговор, на то и собственник участка, чтобы распоряжаться им и всем тем, что на нем находится, по своему усмотрению, если это не противоречит закону, в частности, интересам третьих лиц. Юристы-ученые (имеющие дипломы о высшем юридическом образовании, а то и являющиеся авторами публикаций, диссертаций, свидетельствующих о высоком уровне их теоретической квалификации), особенно, далекие от практики, могут начать научные рассуждения о том, как ДОЛЖНО быть в данном случае.

Однако, не все так уж просто. Отправной точкой рассуждений с целью ответить на данный вопрос является тот факт, что в России действует РОССИЙСКОЕ ПРАВО. А оно, это «право», является достаточно особенным и, местами, даже оригинальным. Правда, пресловутая «оригинальность» смотрится хорошо лишь в том случае, пока она не задела кого-нибудь лично. А тот, кого затронет сия оригинальность на практике, имеет, в 99,9% случаев, совершенно иное мнение. Теория - это одно. А вот то, что предлагает практика, в том числе и судебная, вообще говоря, - другое. Но, попробуем разобраться.

Необходимость в сносе (рубке) деревьев может возникнуть по целому ряду причин. Например, перед окном жилого дома на участке выросло дерево. Пока оно было маленькое, хозяин не обращал на него внимание. В его тени играли дети, на ветвях сидели птицы, от него веяло прохладой. Но вот, пролетели годы. А деревья, как и дети, растут быстро. Не успеешь оглянуться – вроде только-только ребенок научился говорить «мама», только научился оправляться на горшок… - а вот он уже и школу закончил и, того и гляди, сам будет такого же, как он, приучать к горшку, учить говорить это сладкое слово «мама».

Так и деревья. Вот, вроде недавно был малюсенький ствол, еле-еле пробивались побеги через почву. Вроде недавно его высота составляла от силы метр – полтора. И вдруг – вот Вам – оно уже стоит огромное, могучее, диаметром от полуметра и даже более. Все бы ничего, но та тень, которую оно создавало раньше, теперь уже начинает мешать. И вот то листья сыплются с верху, то ветками оно задевает по крыше дома, то отломавшаяся ветка (а то и ветвь), ринувшись вниз, громит все, что попадается на ее пути: крышу дома, забор, грядки. Ладно, если повезет и никого не окажется в этот момент рядом. Хотя, бывает, когда и не везет. Но, не будем об этом.

Или же собственник участка наметил сделать пристрой к дому, или решил сделать, скажем, футбольное поле, ну, мало ли что еще. В любом случае, как бы ни жалко было это дерево, но приходится его спиливать. Насколько технически тяжела эта работа, обсуждать опять-таки не будем. Ибо, кто этим занимался хоть раз, тому никакие комментарии не нужны. Ну, а те, кто привык по жизни заниматься пустой болтовней, все равно не поймут (ну, что, мол, тут такого сложного – подумаешь – вызвал бригаду и уберут они это дерево). Поэтому обсуждать технические моменты также не будем. Ибо есть еще, быть может, более существенное: юридический аспект а именно, коллизия правомочности, возникающая при сносе такого дерева .

Итак, что же может сказать здесь рядовой юрист? Не утруждайтесь, мол, ст. 209 ГК РФ Вам в помощь. В ней, в этой статье, сказано:
Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, …
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Т.е. смысл этой статья очевиден: собственник земельного участка может пользоваться своей землей, а также природными ресурсами по своему усмотрению в том и только в том случае, если это не противоречит закону и интересам других лиц.

В силу п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Но законодательство РФ состоит не только из одного гражданского кодекса. Есть множество других кодексов, федеральных законов. А также, есть еще и региональные, местные нормативно-правовые акты.

Есть, к примеру, Лесной кодекс (ЛК РФ). И вот что там сказано:

Статья 16. Рубки лесных насаждений
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
2. Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ст. 3 ЛК РФ, лесной кодекс регулирует лесные отношения. Ст. 5 ЛК РФ называется «Понятие леса»: это экологическая система и природный ресурс. Не будем останавливаться на том, что данная статья никоим образом не раскрывает суть понятия «лес ». В самом деле, скажем, озеро – это тоже экологическая система и природный ресурс. Впрочем, многим тем, кто живет в РФ, подобные «нюансы» законодательства знакомы. Когда, вроде бы, есть правовая норма, но она АБСОЛЮТНО ничего раскрывает. Потому, что придумана наспех, по недомыслию. Или же, напротив, специально для того, чтобы больше было судебных заседаний, прений и толкований (в том числе и неверных).

Как следует из преамбулы ЛК РФ, лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Очевидно, что это не юридическое, а биологическое представление о лесе. К тому же, эта совокупность регулируется не только лесным, но еще и иными отраслями законодательств.

В ст. 6 ЛК РФ устанавливается, что леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий . Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), существуют, в частности, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов . А это означает, данная статья допускает возможность нахождения лесов на земельных участках ИЖС, входящих в состав населенных пунктов.

Согласно ст. 8 ЛК РФ, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, в частности, на основе ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц». Тем самым, лес, растущий на участке ИЖС, является частной собственностью и принадлежит собственнику этого участка.

Согласно ст. 6 ЛК РФ, использование лесов производится в соответствии с целевым назначением земельного участка, на котором они располагаются. Стало быть, использование леса (деревьев), расположенных на участке ИЖС, должно осуществляться в соответствии назначением этого участка, т.е. для ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА . Можно ли, к примеру, использовать дерево, растущее на таком участке, для строительства индивидуального жилого дома? Судя по букве ст. 6 ЛК РФ, вроде бы, можно.

Но, пойдем далее. Ст. 7 ЛК РФ определяет, что такое лесной участок. Лесной участок должен иметь площадь, границы, реестровый номер. Это такой земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Резонный вопрос: может ли лесной участок располагаться на земельном участке ИЖС?

В свою очередь, ст. 67 ЛК РФ устанавливает общие положения о проведении лесоустройства, которое проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Однако, в ст. 23 нет оговорки про земли, отведенные под ИЖС . В этой связи в ней упоминаются разве что земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Однако, в соответствии со ст. 8 ЛК РФ, ст. 15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом (тем более, если такой участок расположен за городом, ибо загородный лес не является городским). Следовательно, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется.

То же касается и ст. 69, 92 ЛК РФ. Там тоже отсутствуют признаки, по которым деревья, находящиеся на участке ИЖС, можно было бы характеризовать как находящиеся на лесном участке.

Итак, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС с растущими на ней деревьями в качестве лесного участка. Так как участок ИЖС не подпадает под «иные категории земель» (в порядке ст. 6 ЛК РФ) и не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЛК РФ, на землях ИЖС может располагаться лес.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ, леса , расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 ЛК РФ. Тем самым, лес, расположенный на землях ИЖС, может быть отнесен (только) к защитному лесу. Однако, в ст. 102-109 ЛК РФ отсутствует категория защитных лесов, которая соответствовала бы землям ИЖС. Тем самым, имеется возможность отнесения леса, произрастающего на участке ИЖС, к защитному, но конкретная категория, к которой можно было бы отнести такой лес, отсутствует.

Комментарии:

Ирина 21.07.2018 09:55

Я так и не поняла, могу ли я спилить березу на своём участке. Вы не ответили на вопрос.

Таисия 09.08.2018 06:56

Я тоже так и не поняла можно спилить берёзу со своего участка?

Научный Консалтинг 09.08.2018 14:01

Таисия, без разрешения администрации, в общем случае, не можете. Также обращаем внимание, что у этой статьи имеются продолжения - часть 2 и часть 3. Для того, чтобы ясно представить правовое поле, в котором находятся березы, равно как и другие деревья на территории России, целесообразно ознакомиться также и с продолжениями.

Ирина 29.10.2018 05:57

А если необходимо спилить березу на дачном участке в связи аллергическими реакциями члена семьи, или второй случай, если дерево наклоняется и несет угрозу повреждения построек на дачном участке?

Научный Консалтинг 29.10.2018 13:27

Ирина, даже и в этом случае целесообразно получить разрешение администрации. В заявлении изложите указанные Вами (и, возможно, еще и другие) доводы, чем именно мешает береза. Даже если дерево будет представлять реальную опасность для Вас или окружающих, даже если оно находится к критическом состоянии, целесообразно взять разрешение, чтобы застраховать себя от российских правовых коллизий и связанных с ними нежелательных правовых последствий.

Максим 05.11.2018 07:44

Здравствуйте. 2-ю и 3-ю части прочитал. Городская черта, ИЖС, одна берёза, накланена к дому, касается ветвями. Администрация письменно ответила, что не возражает против удаления дерева при условии соблюдения законодательства. Я правильно понимаю, что и в этом случае неприятности могут быть?

Научный Консалтинг 05.11.2018 12:41

Возможно, администрация перестраховалась на тот случай, если Вы при спиливании дерева нарушите права третьих лиц. Например, если оно при этом упадет и повредит чье-нибудь имущество. Или это приведет к каким-либо другим противозаконным последствиям. С другой стороны, ответ можно понять и так, в том смысле, в котором Вы как раз опасаетесь неприятностей. Вместе с тем, именно администрация может или разрешить, или запретить спиливание деревьев. Поэтому, НА НАШ ВЗГЛЯД (но, теоретически, можем ошибаться), в соответствии с выданным разрешением дерево пилить можно. Однако, российская правоприменительная практика, иной раз, полна курьезов, в том числе и с участием правоохранительных органов. Тем более, администрации обычно дают ответы такого рода, если они считают, что не несут ответственности (не отвечают) за испрашиваемое действие. Что они подразумевали под "соблюдением законодательства"? Необходимость уплаты Вами в последующем соответствующей компенсации в бюджет? Ведь это соответствует законодательству. Чтобы перестраховаться, мы бы рекомендовали Вам обратиться также в местное управление лесного хозяйства. Если и они выдадут разрешение, тогда точно можно быть уверенным в законности рубки дерева. Увы, пока в российском лесном законодательстве - неразбериха, приходится, как говорится, трижды перестраховываться, чтобы потом не быть наказанным... за результаты работы депутатов и аналогичных, вышестоящих лиц.

Александр 13.11.2018 07:31

Уважаемый консультант хочу сразу поблагодарить за прекрасную статью. Моя история не нова:на садовом участке в СНТ спилил несколько сосен и берёзу, добрые соседи тут же настучали леснику. Прочитал 3 части Вашей статьи и загрустил. Но потом вновь изучил 66 закон об СНТ. Статья 2 законаФедерального закона 1. Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). (в ред. Федерального закона от 31.01.2016 N 7-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. 2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам. А также ст.19 п.3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; Ну и для полноты можно открыть СП по организации СНТ. Мой вопрос правомерно ли будет возбуждение административного дела учитывая, что участок относится к землям сельхозназначения а вид разрешённой деятельности садоводство. Даёт ли мне право ст.19п.3 самостоятельно вырубать деревья на своём садовом участке.? Спасибо

Владимир 13.11.2018 08:17

Да...заплётное законодательство!!!

Научный Консалтинг 13.11.2018 13:38

Александр, приведенные Вами нормы закона регулируют именно земельные отношения СНТ. Земельные отношения - это такие (правовые) отношения, которые связаны именно с землей, в частности, сделками с ней и ее использованием. Использование земли возможно, к примеру, в целях выращивания на ней зеленых насаждений, например, сосен и берез (в Вашем случае). Деревья могут быть как самостоятельно посажены на земельном участке, так и вырасти самопроизвольно. Кроме выращивания деревьев, возможно иное использование земельного участка, например, строительство на нем жилого дома, иных построек. На нем может быть расположен водный объект (пруд, река). Можно даже (в разрешенных законом случаях) осуществлять хранение там опасных отходов производства. Однако, каждый вид деятельности на земле регулируется, как правило, "своим" видом и/или отраслью законодательства. Применительно к деревьям - их правовое положение регулируется Лесным кодексом, равно как и иным лесным законодательством. Можно в данном случае даже составить некую цепочку, в порядке повышения уровня приоритета:

Научный Консалтинг 13.11.2018 13:38

Гражданский кодекс Земельный кодекс Лесной кодекс. Т.е. Гражданский и Земельный кодекс носят для деревьев и обращения с ними общий характер. А частным законом, конкретизирующим их нормы, является лесное законодательство. Там, где вопрос не урегулирован лесным законодательством, тогда (и только тогда) можно применить земельное законодательство. А если и оно не регулирует вопрос - тогда уже применяется Гражданский кодекс. Кроме того, как вы пишете, "ст.19 п.3) самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием". А разрешенное или неразрешенное его использование как раз и основано на лесном законодательстве, применительно к деревьям. Разрешенное использование - это не только целевое (ЛПХ). Использование не должно нарушать и иные нормы права. Можно Вам посоветовать как можно скорее обратиться в местную администрацию с мотивированной просьбой - разрешить вырубку деревьев. Даже если оно будет выдано, что называется, "задним числом", тем не менее, будет означать, что администрация - не против. А вот с лесником, видимо, уже договориться не удастся, если он уже решил выписать штраф. Они в настоящее время как ГИБДД: пытаются ловить каждого, кто хоть в чем-то действовал не по закону.

Научный Консалтинг 13.11.2018 13:40

Разрешение администрации может иметь приоритет перед решением лесника (лесного хозяйства), если Вы докажете, что спиленные деревья было необходимо спилить по веской причине.

Александр 14.11.2018 09:11

Встретился с руководством лесного комитета. У них нет претензий по рубке деревьев на садовом участке. Мой вопрос закрыт.

Евгений 30.11.2018 10:51

Вопрос в другую сторону.

Евгений 30.11.2018 10:53

Евгений 30.11.2018 11:05

Если местная администрация в лице мэра и с помощью организованной им и фактически принадлежащей ему строительной компании заинтересована в вырубке участка на котором планируется возводить очередной жилой комплекс с торговыми площадями? Причем сфальсифицированы общественные слушания и есть третьи лица не согласных со всем этим и чье конституционное право пытаются нарушить в виде лишения благоприятной среды обитания? Как с этим бороться? И технику загонят со дня на день?

Научный Консалтинг 30.11.2018 12:46

Евгений, увы, сейчас в России это - не редкость, когда вырубают парки, сады ради строительства какого-нибудь объекта. Даже в Москве. Если общественные слушания сфальсифицированы - Вам бы целесообразно как можно быстрее обратиться в прокуратуру и полицию. Однако, здесь необходимо твердо быть уверенным в том, что такие слушания действительно сфальсифицированы и у Вас есть доказательства тому. В ином случае Вас могут привлечь к ответственности за клевету и злоупотребление правом. Что же касается конституционного права на благоприятную среду обитания, то оно, увы, понятие - растяжимое. Здесь речь (в случае разбирательства) пойдет не о благоприятной среде, а о БЕЗОПАСНОЙ для проживания, не оказывающей вредного воздействия среде. Суд (или иной государственный орган) будет выяснять, нарушаются ли права третьих лиц, не возникает ли опасность для них в результате вырубки деревьев. Если будет выяснено, что соответствующие санитарные нормы не нарушаются, что права ничьи не ущемляются, среда обитания не становится опасной, проход к дому останется доступным, то, скорее всего, будет принято решение, что "вырубка деревьев не нарушает прав третьих лиц", среда обитания "не нарушается". Если, конечно, в Вашем районе не проживает какой-нибудь патриарх или еще кто аналогичный. Ему-то, да, и за некую "нанопыль" выплатят "ущерб".

Любовь 05.12.2018 08:08

у сельского поселения есть земельный участок, на котором имеются деревья, может ли сельское поселение составить договор купли продажи древесины на корню, без продажи земли и какое доходное КБК будет а сельском поселении?

Научный Консалтинг 05.12.2018 10:52

Любовь, да, может - но, с продажей, как минимум, части земельного участка, необходимого для их обслуживания и выращивания. Вообще без земли (точнее, без продажи соответствующей доли в праве на землю) продажа недвижимости невозможна, за исключением особо оговоренных случаев. Что касается КБК - так, навскидку сказать сложно. Вы можете оставить нам заявку, после ее выполнения будет известна уточненная информация.

Мария 05.12.2018 12:13

А как быть с деревьями, которые я сама посадила? Сосны и яблони, их тоже с разрешения можно рубить?

Научный Консалтинг 05.12.2018 12:26

Мария, плодово-ягодные деревья, растущие на собственном участке, как правило, можно рубить без разрешения, если они не относятся к особо ценным породам. А вот что касается сосен - потребуется разрешение.

ал 07.12.2018 22:33

всем привет. не слушайте этих "юристов" задрипаных! видимо, заочники. итак - небольшой экскурс в право вообще! - на территории рф действуют федеральные законы, например, гк рф, которые принимаются в госдуме рф и обязательны к исполнению всеми субъектами рф и соответственно всеми представителями всех исполнительных властей. а так же действуют подзаконные норм. акты., например указы и постановления администрации района. ПОСТАНОВЛЕНИЯ И УКАЗЫ И ТД АДМИНИСТРАЦИЙ И ДР. ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НЕ МОГУТ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ РФ! ЛЮБОЙ ПОДЗАКОННЫЙ НОРМ АКТ (ПРИДУМАННЫЙ ЛЮБОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТИПА ЗАПРЕТА НА СВОБОДНОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМИ НА СВОЕМ УЧАСТКЕ) , ЕСЛИ ОН ПРОТИВОРЕЧИТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ - ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ, НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И ТД. ГРАЖД.КОДЕКС РФ В СТ 261 ЧЕТКО ДАЕТ ПОНИМАНИЕ - ЛЮБОЙ СОБСТВЕННИК ИМЕЕТ ПРАВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ ВСЕМ, ЧТО НАД И ПОД ПОВЕРХНОСТЬЮ, ЕСЛИ ЭТО НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЗАКОНУ О НЕДРАХ, ПОЛОЖЕНИЯМ ОБ АВИАЦИИ И НЕ НАРУШАЕТ ПРАВ ТРЕТЬИХ ЛИЦ - КАК ТО - ПОД ЗЕМЛЕЙ НА ВАШЕМ УЧАСТКЕ МОГУТ НАХОДИТЬСЯ ТРУБЫ ИЛИ КОЛОДЦЫ ОБЩЕГО С СОСЕДЯМИ ПОЛЬЗОВАНИЯ И Т.Д. т.е.

ал 07.12.2018 22:33

часть 2/ деревья на вашем участке вы имеете право пилить, поплевывая на постановления местной администраци. но... В ЛЮБОЙ НОРМАЛЬНОЙ СТРАНЕ ЭТО БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ПРОСТО, НО РОССИЯ ЭТО СТРАНА МОРАЛЬНОГО УРОДСТВА И БЕЗЗАКОНИЯ! И БУДЬТЕ ГОТОВЫ ХОДИТЬ ПО СУДАМ. АДМИНИСТРАЦИЯ ОТПРАВИТ ВАМ ШТРАФ В РАЗМЕРЕ ДО 500.000 РУБ (ХОТЯ ПО ЗАКОНУ ФИЗ ЛИЦА ШТРАФУЮТСЯ ДО 4000 РУБ, А ЮР ЛИЦА НА ПЕРВЫЙ РАЗ ДО 40000, А ЕСЛИ ПОВТОРНО, ТО ДО 500000 И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАСШТАБОВ ВЫРУБКИ ДО УГОЛОВНОГО ДЕЛА И ТД) так что если вы готовы судиться с администрацией - вперед и с песней! победа будет за вами но на суд первой инстанции не рассчитывайте - там как правило сидят птэушницы с заочным юр/образованием? да и с администрацией не хотят ссориться/ но суды дальнейших инстанций будут на вашей стороне/ более того? вы можете в прокуратуру подать если с вас сотрудники администрации будут вымогать деньги? а принуждение к выплате денежных сумм с помощью незаконных постановлений и тд можно квалифицировать как вымогательство? но? повторюсь? на прокуратуру тоже местную не рассчитывайте? только в следующие инстанции? областные и тд/ более того? когда вы выиграете все эти суды? а вы их выиграете если пойдете до конца? администрация обязана будет вам оплатить все издержки на адвокатов? бензин? такчи и тд собирайте чеки и договор с адвокатом нотариально заверьте? более того? можете подать на моральный ущерб/ и если повезет? еще и заработаете/ а если нет желания всем этим заниматься - идите на поклон в администрацию? унижайтесь и т/д/ всем удачи

Научный Консалтинг 08.12.2018 07:36

Ал, написанное вами не имеет отношения к теме "правомочность вырубки деревьев на собственном земельном участке". Речь идет не о постановлениях (местной) администрации, а о Лесном кодексе, равно как и иных нормативно-правовых актах федерального значения. Помимо ГК РФ есть еще частные акты, согласно которым определяется правовая возможность или запрет на вырубку деревьев. Кроме того, предупреждаем вас о недопустимости разжигания оскорблений на нашем ресурсе.

Евгения. 17.01.2019 11:46

Соседка требует срубить голубую ель на участке моей мамы в частном доме. Подала иск в суд. дереву около 40лет. Сажал мой покойный отец. Какие доказательства мы можем выдвинуть. Моей маме 80лет.

Научный Консалтинг 17.01.2019 13:48

Евгения, не совсем понятно, на каком основании соседка дает распоряжения Вашей маме - владелице ели, которая растет на ее собственном участке. Впрочем, возможно, эта ель затеняет участок соседки или создает угрозу для нее или ее имущества? Поясните, пожалуйста, подробнее эту ситуацию. Желательно, с описанием расстояний от ели до границы участка, до ближайших построек, находящихся на участке соседки. P.S. Лично я был бы весьма рад, если бы ель столь почетного возраста росла около моего дома. И ни в коем случае не просил бы вырубить ее.

Санёк 09.03.2019 15:34

Хо-хо! Уффф!!! Вот это да-а-а...так-то однако...пук.

Елена 13.03.2019 16:48

Скажите пожалуйста. Возле нашего участка в СНТ растет яблоня и груша, растут они на расстоянии около метра от нашего забора вдоль дороги. Они затеняют наш участок, с них постоянно сыпятся яблоки и груши, надо сказать не вкусные дички. Надо идти в администрацию за разрешением о вырубке или достаточно на собрании согласовать с другими садоводами и председателем?

Научный Консалтинг 13.03.2019 16:59

Елена, в отношении плодово-ягодных запреты на вырубку гораздо слабее. В Вашем случае, на наш взгляд, достаточно согласовать этот вопрос с председателем и Вашими соседями. А вот если бы это были дикие деревья, не говоря уже об особо ценных породах - там, в свою очередь, председателю пришлось бы согласовывать вопрос вырубки с администрацией.

Елена 13.03.2019 17:18

Спасибо большое за ответ! А если будут несогласные соседи?

Научный Консалтинг 14.03.2019 12:25

Они могут сфотографировать деревья, а затем написать заявление в природоохранную прокуратуру. С соседями этот вопрос лучше решить согласованием - на тех или иных условиях.

Елена 14.03.2019 15:30

На каких условиях например?

Научный Консалтинг 14.03.2019 18:02

Здесь законом не оговаривается. Условия могут быть самыми различными. Главное, чтобы люди не были против. Дело в том, что кому-то нравятся деревья, растущие рядом. Такие люди любят растительность. А есть другие, которые, наоборот, терпеть не могут ни кустика, не говоря уже о деревьях. Как вариант - Вы можете посадить аналогичное дерево где-нибудь рядом.

Анжелика 22.03.2019 08:21

Подскажите пожалуйста, если купил участок и у предыдущего собственника участка имеется разрешение на вырубку леса. Мне, как новому собственнику нужно получать новое разрешение?

Научный Консалтинг 22.03.2019 19:37

Анжелика, Лесной кодекс не содержит нормы, оговаривающей переход права (на основе разрешения) на вырубку леса после продажи участка. Не содержат подобной нормы и иное законодательство, регулирующее лесные отношения. Поэтому в данном случае возможно лишь толкование закона. На наш взгляд, несмотря на то, что разрешение выдавалось предыдущему собственнику - человеку, все-таки, оно касается леса, расположенного на земельном участке. Т.е. это разрешение не является связанным с его личностью. Оно связано с лесом, разрешая вырубку. А уж кто конкретно будет ее осуществлять - это уже неважно. Тем более, закон, при наличии разрешения, не содержит запрета на осуществление вырубки другими лицами (если собственник участка не возражает). Кроме того, Земельный кодекс закрепил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (согласно ч.5 п.1 ст.1 ЗК РФ). Так как участок был продан покупателю, в его собственность перешел и лес, растущий на нем (если он, конечно, был ранее в собственности продавца). Так как лес, деревья - это объекты, прочно связанные с земельным участком. Следовательно, именно покупателю перешло и право собственности на лес, которое включает в себя пользования, распоряжения, владения. Поэтому, на наш взгляд, получать новое разрешение необходимости нет. Однако, если речь идет о России, то следует учитывать ее специфику и ее правовую действительность. Когда иной раз приходится (упорно) доказывать очевидные вещи. Поэтому, теоретически, к Вам все-таки могут возникнуть вопросы у т.н. контролирующих органов. В этом случае Вы можете, для надежности, попросить предыдущего собственника письменно передать Вам полномочия по вырубке леса на основе имеющегося у него разрешения.

Ирина 08.04.2019 08:58

На участке ИЖС около 30 сосен, и, так как мы не хотим жить в лесу, планируем убрать около 10 деревьев. Планируем получить официальное разрешение. Подскажите: 1. Какая аргументация нужна для получения разрешения, если постройкам эти деревья не мешают. 2. Какие могут возникнуть проблемы, если мы получим разрешение и сидим деревья, а сосед, что против их спила, пойдет куда-то жаловаться?

Научный Консалтинг 08.04.2019 09:53

Ирина, деревья могут создавать тень и мешать выращиванию сельскохозяйственных культур, необходимых для питания владельцам земельного участка ИЖС. Кроме того, деревья могут создавать угрозу (например, могут упасть) здоровью и жизни граждан. Если сосед против спиливания деревьев, то лучше бы вначале решить этот вопрос с ним. Он может пожаловаться в администрацию, природоохранную прокуратуру, орган по благоустройству населенного пункта. При большом ущербе окружающей среде проще всего обратиться в полицию - при незаконных вырубках большого объема деревьев они могут завести уголовное дело.

Екатерина 09.04.2019 09:13

Сосед срубил кедр на моем участке.участок является моей собственностью. Находится на территории СНТ.можно ли наказать соседа и что ему будет за это.

Научный Консалтинг 09.04.2019 16:24

Екатерина, не только можно, но и нужно. Как минимум, будет неплохой штраф. Если же кедр относится к особо ценным породам деревьев, то штраф будет тем более НЕПЛОХИМ. Кроме того, Вы можете подать на соседа иск в суд по поводу порчи Вашего имущества и причинения Вам моральных страданий, вызванных потерей кедра. Для начала обратитесь в природоохранную прокуратуру или иной орган в Вашем регионе, призванный защищать древесные насаждения.

Андрей 15.04.2019 07:45

Здравствуйте. Купил землю ДНП. По одной стороне растут дикорастущие березы (взрослые, 15-25 шт). Могу ли я их спилить самостоятельно, и нужно ли мне разрешение.

Научный Консалтинг 15.04.2019 11:27

Андрей, если деревья взрослые, то для их спиливания необходимо получать разрешение.

Андрей 15.04.2019 13:21

Научный Консалтинг А если спилить скажем 6 берез, какое наказание будет и будет ли?

Научный Консалтинг 15.04.2019 16:50

Да, может быть. Точнее, должно быть, но может и не быть. Обычно в подобных случаях взимают сумму экологического ущерба (до 100 т.р. и даже более - если дерево крупное и ценной породы). Плюс - штраф за самовольную вырубку без разрешения - в административном порядке. Кроме того, начиная с некоторой суммы ущерба, возможна и уголовная ответственность (за 6 берез - вряд ли). Если Вы обратитесь за разрешением - опять-таки, могут просто взять и разрешить. А могут насчитать ущерб и обязать оплатить. Скажем, одному нашему клиенту насчитали несколько сотен тыс. руб. За 9 деревьев.

Александр 22.04.2019 17:10

доброго времяни суток! подскажите купил участок под ижс. половина участка лес хочу выпилить. деревья поросль. берёзы оставлю. даже забор поставить из-за этого не могу. что делать куда обращаться?

Научный Консалтинг 22.04.2019 18:15

Если поросль (березы), то, в принципе, можно их убрать. Если встречаются также какие-либо ценные породы деревьев, то, по идее, надо согласовывать. Но, если только березы, ничего страшного. Чтобы получить разрешение на спиливание не поросли, а больших деревьев, нужно обратиться в местную администрацию. Например, в сельском населенном пункте это - местный сельсовет. Зачастую, в разрешении указывается, какие именно виды (сорта) деревьев подлежат вырубке. Если кроме берез есть и иные виды деревьев, то укажите это в заявлении, пусть выдадут разрешение и на них. В заявлении так и укажите, что не можете поставить забор и вообще из-за деревьев пользоваться участком затруднительно.

Петр 26.04.2019 16:50

Деревня. У меня на участке береза большая. Соседка просит срубить. Затеняет и бла-бла-бла, как в Вашей статье. Я не против того, чтобы спилить дерево. Попробуйте сосредоточиться и двух-трех предложениях описать желательную процедуру легализации спила дерева в моем случае. Не "может быть, наверное, предположительно гражданскокодексово", а идешь вот туда, берешь справку такую-то и пилишь дерево. Угу?

Анатолий 27.04.2019 15:28

На приусадебном участке растет корейская кедровая сосна. Планирую строить пристройку к дому, мешает. Т.К. растет близко к дому - 5,6 метра. А до планируемой пристройки будет - 2 метра. Обращался в администрацию поселения, заявление не приняли, сказали - участок в собственности, кедр на территории участка, можешь пилить. Но ведь это кедр, он в красной книге. Без соответствующего разрешения на бумаге будет штраф. Как быть в данной ситуации?

Научный Консалтинг 27.04.2019 19:45

Анатолий, да, штраф будет (точнее, может быть) и вполне немалый. Заявление ОБЯЗАНЫ были принять, согласно ФЗ об обращениях граждан. По сути, непринятием заявления Вас могут "подставить" под штрафы. Согласно закону об обращениях граждан, Ваше заявление обязаны были принять в любом случае. Мы Вам можем посоветовать - отправить заявление по почте и дождаться 1 месяца. Или, как вариант, попробовать тщательно настоять на том, чтобы Ваше заявление приняли. Если вновь будет отказ - попробуйте сразу же позвонить по 02 (в полицию) и кратко изложить им факт нарушения закона, т.е. Ваших прав на обращение (то, что заявление не принимают, хотя обязаны сделать это). В заявлении нужно обязательно указать срок письменного ответа Вам - не более 1 месяца со дня получения администрацией Вашего заявления.

Любовь 29.04.2019 15:38

Куда обратиться, если соседи вырубают лес на своем участке? Наверняка там все схвачено, но уже повалили 20 великолепных больших берез

Научный Консалтинг 29.04.2019 17:13

Любовь, как минимум, Вы можете обратиться в природоохранную прокуратуру, а также местную администрацию с письменным заявлением о факте незаконной вырубки. Должен быть проведен осмотр места вырубки, составление протокола и т.д.

Иван 01.05.2019 16:48

Добрый день. Перед частным домовладением посажен грецкий орех. Земля перед домом муниципальная, сажал я. Обязательно ли разрешение на сруб ореха? Орех старый и мешает оптоволоконной линии.

Научный Консалтинг 01.05.2019 17:39

Здравствуйте. Да, в таком случае разрешение совершенно обязательно, тем более, раз земля Вам не принадлежит. Однако, раз дерево мешает, создает помехи коммуникациям (создает угрозу их функционированию), скорее всего, администрация разрешит его спилить. Попробуйте обратиться в администрацию за разрешением.

Максим 04.05.2019 13:54

У меня ситуация в следующем, я получил в рамках программы дальневосточный гектар землю площадью 40 соток, на земле в основном лес кусты деревья по всему участку, назначение земли еще не утверждал, но планирую либо дачное хозяйство, либо сельхоз назначения, ну и ижс. Как мне законно спилить эти деревья? Если на каждое получать порубочный билет, то это не подъемная сумма

Научный Консалтинг 04.05.2019 22:14

Максим, разумеется, неподъемная. Однако, мы бы настоятельно рекомендовали Вам получить письменное разрешение на вырубку деревьев и кустарников в местной администрации, прежде, чем осуществлять ее. Иначе может сложиться ситуация, что Вам, через какое-то время, начислят огромный штраф плюс оплату "экологического ущерба". Если деревья большие, рослые, сумма может приблизиться к 1 миллиону руб. Если будет отказ, в Вашем случае, на наш взгляд, будет правомерно обратиться в прокуратуру с целью проверки законности отказа администрации, ибо такой отказ создает Вам препятствия в освоении дальневосточного гектара.

Наталья 13.05.2019 20:39

Добрый вечер. У нас такая ситуация. В 9-ти метровую ель попала молния и далее повредила старый деревянный столб электропередач (стоящий на нашем участке), от которого щепки разлетелись на 10 метров, чуть не попав в машину. Ель росла в 1,5м от дома. Корнями приподняла фундамент у трубы с газом, чудом не повредив газопровод. Мы побоялись, что может произойти взрыв газа и нам пришлось в срочном порядке принять решение её ликвидировать, так как она могла упасть на соседский участок, повредив наш забор. И не было совершенно времени на согласование с администрацией. Через год сосед-кляузник подговорил бывшего хозяина дома подать на нас иск в суд о незаконном владении имуществом, пообещав ему, что продаст дом дороже. Суд, естественно, они проиграли и он затеял с нами новую очередную тяжбу по-поводу этой ели, так как раньше это был его участок. Вообще данный индивид строчит кляюзы на всех и во все инстанции. Его уже знают от губернатора и до главы сельского поселения, нервно стонут, но ничего, кроме отписок он не получает. Хотя, когда мы только купили дом, этот препредыдущий хозяин нам сказал сам:Спилите эту ёлку. На что мы ответили, что пока она нам не мешает. Что нам ожидать от этой ситуации, ведь мы на 100% уверены, что данная ель не стоит на учёте в Лесном фонде и статьи 209 и 261 ГК РФ никто не отменял. Плюс ко всему мы могли лишиться своего дома из-за взрыва газа. Фотографии мы не делали, не до них было. Но у нас есть свидетель сосед, который нам помогал её распилить. Он видел и ель, и столб. Может ли эта ситуация считаться крайней необходимостью для рубки дерева? В память о той ели, муж пилой вырезал скульптуру из пенька.

Научный Консалтинг 13.05.2019 21:24

Наталья, тот факт, что ель не стоит на учете, ничего не меняет. Судя по Вашему описанию, действия по спиливанию ели выглядят как самоуправство. Вместе с тем, как Вы верно отмечаете, эти действия могли быть вызваны ситуацией крайней необходимости. Однако, в этой ситуации Вам бы следовало вызвать МЧС - тогда было все намного проще. Вы этого не сделали, спилили дерево самостоятельно. Конечно, очень жаль, что не сделали фотографии. Если будет суд по поводу незаконно спиленного дерева, Вы можете ходатайствовать в суде о назначении экспертизы на предмет следующего: могла ли та ель действительно причинить существенный ущерб Вашему дому, имуществу, жизни, здоровью граждан и/или повредить коммуникации газоснабжения? Опасно ли было откладывать спиливание ели? Если эксперт утвердительно ответит на эти вопросы, суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу.

Наталья 14.05.2019 06:46

Научный Консалтинг, МЧС пришлось бы ждать несколько часов и скорее всего никто бы не приехал (был уже такой опыт), так как в тот день было очень много поваленных деревьев. Это можно проверить по журналу учёта вызова МЧС в тот день. Это была суббота. Гизметео так же может подтвердить погоду, была сильная гроза. В той ситуации нужно было быстро решать что с елью делать, так как мы опасались за наше имущество и наши жизни. Фотографии в момент удара молнии мы не делали, а сделали уже потом, после спиленного дерева. Есть фото столба с попавшей в него молнией. Если бы мы знали, что так всё серьёзно, конечно, мы бы подстраховались. Тем более, что муж сотрудник силовых структур в отставке. Повторюсь, что есть сосед, который видел всю ситуацию. За подсказку за эксперта, спасибо. Будем иметь в виду.

Научный Консалтинг 14.05.2019 14:36

Наталья, все верно, но, я рассуждаю с точки зрения закона. Который, да, увы, несовершенен. Кстати, если в тот день было много гроз, Вам бы стоило заранее взять справку на этот счет в местной МЧС или т.п., чтобы, если будет суд, такая справка была у Вас на руках.

Научный Консалтинг 14.05.2019 14:38

По идее, при стечении таких неудачных (форс-мажорных) обстоятельств + свидетель + если экспертиза будет в Вашу пользу, видится, что у суда не останется сомнений в Вашей правоте.

Наталья 14.05.2019 17:34

Научный Консалтинг, спасибо большое за информацию!

Катерина 16.05.2019 14:49

А у нас Яблоневый сад раздали семьям с тремя детьми, плодоносящий ухоженный сад, и самое интересное вокруг все участки бурьяном заросли

Алла 20.05.2019 01:15

Добрый день! Купили здание вместе с участком для открытия магазина. Здание было в аварийном состоянии (документально подтверждено), принадлежало местной администрации района. Через несколько месяцев после совершения покупки и получения документов на собственность, начали ремонт здания. На участке росло много деревьев. Около 5-7 крупных деревьев (берёз и сосен) мы спилили, так они находятся слишком близко к зданию и закрывают его с лицевой стороны. Деревья мешали как проведению ремонта (подъезд крупной строительной техники был невозможен), да и по роду деятельности нам нужен был открытый фасад. С других сторон от здания деревья остались. Никакого разрешения не брали, даже не думали что такое нужно, так как это собственность. Спустя месяц нашёлся дедушка, который утверждает, что спиленные деревня были посажены им собственноручно. Грозится подать в суд на незаконную вырубку или предлагает посадить на том же месте голубые ели. Но я не собираюсь заниматься садоводством, здание нами преобреталось именно с целью ведения торговли, в ближайшее время планируем делать пристройку именно на месте спиленных деревьев. Какие штрафы нам грозят и насколько правомерны требования этого человека?

Научный Консалтинг 20.05.2019 09:15

Алла, его требования правомерны. Неважно, сам ли он сажал или нет. Ему следует заявить не иск в суд, а вначале обратиться в администрацию и в прокуратуру, а они уже, в свою очередь, если выявят достаточно существенный размер ущерба зеленым насаждениям, могут инициировать иск в суд в отношении Вас. Впрочем, вначале должно быть выставлено требование в отношении уплаты Вами соответствующих штрафов и экологического ущерба. А вот если Вы его не выполните - тогда суд и т.д. Как минимум, здесь будет штраф в административном порядке за самовольную порчу зеленых насаждений до степени прекращения их роста (т.е. полное уничтожение деревьев). Может быть даже и уголовная ответственность лица, по распоряжению которого производилась незаконная вырубка - это зависит от объема вырубки. Кроме того, Вас могут обязать оплатить экологический ущерб (обычно он взыскивается в кратной стоимости вырубленных деревьев). Если это делало юридическое лицо, то штрафы там, как и обычно для юридических лиц, гораздо выше, чем для физических. По поводу конкретных сумм штрафов и ущерба здесь сказать сложно, так как в разных регионах - разные тарифы на вырубку. На наш взгляд, здесь может быть выход такой: Вы можете согласовать с лицом, осуществлявшим посадку зеленых насажений и с местной администрацией, новое, близко расположенное место их посадки в том же количестве, чем, отчасти, компенсируете ущерб испорченным насаждениям. Однако, напрямую в законе возможность такой компенсирующей посадки не прописана, это лучше сделать в частном порядке, путем договоренности.

Валерий 23.05.2019 18:20

А если садовод не разрабатывает участок, не вырубает деревья и кустарники, более трех лет, решением общего собрания его могут исключить из членов СНТ. И как строить дом, копать грядки, если на участке растут деревья? Какая то чушь в общем.

Научный Консалтинг 23.05.2019 19:57

Валерий, да, совершенно верно, чушь. Для аналогии: на человека напали, хотели ограбить, но он стал защищаться, повредил "их воровское величество", а оно в суд подало и человека осудили. Чушь? Совершенно верно. А таких случаев немало.

Екатерина 27.05.2019 15:46

Доброго времени суток, купили участок со стареньким домом ИЖС, рядом хотим строить новый. Мешают сосны их порядка 3х штук на участке, одна из них наклонена и несколько сосен прилегают вплотную к забору. Деревья высотой не менее 8-10метров. Возможна ли их вырубка, и если нужно согласование куда обращаться? И еще один вопрос, возможна ли вырубка деревьев липа в метре за забором?

Научный Консалтинг 27.05.2019 17:23

Обращаться следует в администрацию за разрешением на вырубку деревьев. Будет лучше, если Вы приложите к своему заявлению схему расположения мешающих Вам деревьев, укажете их породу и ясно обозначите причины, по которым желаете их спилить. Например, сосны могут угрожать здоровью и/или имуществу людей. Вырубка деревьев за забором (т.е. не на Вашей территории) для частных лиц невозможна, как правило. Если липа создает угрозы, например, Вашему дому или забору (может упасть от ветра), то вырубку должны делать или администрация, или местное управление, занимающееся озеленением населенного пункта (например, в г. Уфе это - ГорЗеленХоз).

Irina 28.05.2019 20:36

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие законы нарушены: Владелец участка земли в черте города срубил деревья, которые росли на участке, по Акту садово-паркового товарищества о ветхости деревьев, и сдал участок в аренду под кафе. Участок на расстоянии 15 метров от жилого дома, там росли деревья, что защищало жильцов от шума и пыли с оживленной улицы. В какое ведомство обратиться в первую очередь для проверки законности рубки деревьев без последующего восстановления? Спасибо

Научный Консалтинг 28.05.2019 21:09

Irina, в первую очередь - в природоохранную прокуратуру. А также - в администрацию. По поводу нарушенных законов - например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170): п. 3.8. Озеленение п. 3.8.2. Пересадка или вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, без соответствующего разрешения не допускается. Однако, если деревья были признаны ветхими, скорее всего, такую вырубку признают правомерной. Другое дело, вопрос: имело ли полномочия садово-парковое товарищество составлять такие акты и давать заключения о ветхости деревьев? Это можно выяснить в администрации.

Татьяна 30.05.2019 13:36

Здравствуйте,нам дали землю как многодетная семья,вступили в собственность,но на участке сосны,земельный отдел уверял что мы можем делать с деревьями что хотим,но как оказалось что наша администрация сказала,что за каждое дерево придется платить,зависимо сколько лет дереву...что делать в этой ситуации?

Анна 30.05.2019 15:44

Добрый день. Ижс, стена моего домика является границей участка с соседями. Расстояние до их дома примерно 6-7м. Они на своей территории посадили деревья плодовые в 2 м от стен моего дома, и 1,5 от отмостки. Деревья уже стали большими и затемняют мои окна, сплошная сырость и непроветривание этого участка, растёт мох на моей отмостке, малина и слива прорастают в отмостке и уже в полу в комнатах моих. Уже 3 года прошу убрать,пересадить, но они и слушать не хотят. Какие законы на моей стороне, если в суд, какие правила есть в Ижс? Звонила в администрацию, но там не понятно.

Научный Консалтинг 30.05.2019 18:54

Татьяна, да, если администрация так сказала, значит, придется платить за вырубку деревьев. Иногда администрации не взимают за это плату, а иногда, как в Вашем случае - взимают.

Научный Консалтинг 30.05.2019 19:36

Надо сказать, что практически в каждом регионе, крупном населенном пункте действуют нормативные акты местного значения, регулирующие вырубку деревьев. Например, в г. Ижевске действует решение Городской Думы Города Ижевска от 29 ноября 2006 г. N 199 Об утверждении порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования "ГОРОД ИЖЕВСК". Ну, и т.д. Скорее всего, аналогичный НПА есть и в Вашем регионе и/или населенном пункте. В подобных НПА подробно прописывается процедура получения разрешения на вырубку, методика оценки стоимости компенсации за спиленные деревья и т.д.

Научный Консалтинг 30.05.2019 19:36

Анна, есть, к примеру, ПРИКАЗ Госстроя РФ от 15.12.99 N 153 "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации". В частности, в п.2.6.11 установлено, что расстояние от наружных стен зданий и сооружений до ствола дерева должно составлять 5 м. Это относится к деревьям с диаметром крон не более 5 м. Расстояние должно быть увеличено для деревьев с кроной большего диаметра. Кроме того, Приказ устанавливает, что деревья высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых и общественных помещений. В садоводческих товариществах действует СНиП 30-02-97, пункт 6.7 которого устанавливает, что минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от стволов высокорослых деревьев - 4 м, среднерослых - 2 м. Кроме того, есть и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют расстояния до деревьев от границ земельных участков, жилых домов и т.п. Вместе с тем, судебная практика по таким делам в 50% случаев - отказная (речь идет про дела, рассматривающиеся на территории России). Кроме того, деревья растут уже 3 года, может возникнуть вопрос об истечении срока давности. В общем, это - непростая ситуация. Если Вы хотите, можно будет рассмотреть ситуацию более подробно.

Татьяна 30.05.2019 23:25

На чем администрация основывается взымая деньги,за каждое срубленное дерево?

Научный Консалтинг 31.05.2019 09:13
10.06.2019 21:37

Светлана, если пожарная служба дала письменное предписание, то его необходимо выполнить, т.е. в данном случае - спилить деревья, создающие опасность электрическим проводам. Теоретически, конечно, местная администрация (или управление зеленого хозяйства, или иной соответствующий орган) может начать расследование и выявить "незаконность" предписания пожарных... хотя бы для того, чтобы потом выписать большие штрафы собственникам участков. Поэтому, чтобы полностью себя обезопасить, лучше бы согласовать этот вопрос с администрацией, предъявив им это предписание - если речь идет о России. Здесь это вполне возможно. Хотя, вероятность того, что администрация будет оспаривать предписание пожарных - мала.

Евгения Н.

Научный Консалтинг 19.06.2019 09:35

Марина, ну, это, как видится, очередной "нюанс". Во-первых, на дорогах общего пользования (даже если эти дороги находятся в пределах СНТ) Вы НЕ имеете права что-то пилить или уничтожать вообще. Это может сделать лишь собственник (муниципалитет или государство) или иное лицо с разрешения собственника. Тем более, раз там растут деревья ценных пород. Рекомендуем Вам обратиться в администрацию (в ведении которой находится СНТ), а также в службы, имеющие отношение к зеленым насаждениям. Это, в первую очередь, прокуратура (обычная или природоохранная). Возможно, в Вашем регионе есть какое-либо движение Зеленых, экологический надзор или т.п. Можно даже в полицию - с жалобой на незаконные требования правления СНТ и на принуждение Вас к порче зеленых насаждений. Ведь выполнение таких требований приведут к порче зеленых насаждений и нанесению экологического ущерба природе. А за это полагается ответственность. Получается, Вас правление СНТ пытается принудить к совершению незаконных действий. Также рекомендуем сделать качественную видео- фотофиксацию имеющихся насаждений, собрать подписи садоводов - и эти материалы приобщить к заявлениям. Во-вторых, запрет сажать цветы, скорее всего, незаконен, если они не мешают проходу граждан, движению транспортных средств, проведению каких-либо работ (при необходимости). Странный запрет, однако. В-третьих, правление должно иметь четкие основания, чтобы выдавать такие предписания. Рубить деревья просто так - это самоуправство, как следует из смысла российского законодательства. Поэтому в предписаниях должно быть четко указано - для какой цели требуется вырубка деревьев, кустарников.

Юлия 19.06.2019 13:29

Здравствуйте! Большое спасибо за статью. У меня следующая ситуация: у нас участок около 50 лет (сейчас под ИЖС). Рядом раньше было поле. На нашем участке растут осины возрастом около 20 лет. В 2010 появляется новый участок в поле. И в 2019 сосед (владелец нового участка) требует спила деревьев на нашем участке при том, что возраст деревьев выше, чем возраст его участка, который появился в 2010г. Насколько правомерно требование соседа в данной ситуации? Спасибо заранее за ответ.

Научный Консалтинг 19.06.2019 19:50

Юлия, требования Вашего соседа могут быть правомерны, разве что, в случае, если деревья создают угрозу жизни или здоровью граждан. Например, если деревья - в плохом состоянии, могут упасть на его участок. Если же таких угроз нет, сосед не может требовать вырубки деревьев на Вашем участке. Тем более, раз на момент образования его участка Ваши деревья уже вполне росли. Кроме того, деревья - это Ваша собственность, Ваше имущество. Вы имеете право распоряжаться своей собственностью в рамках закона, если это не нарушает прав иных лиц, не создает угроз. Сосед, получив участок, видел деревья и согласился с их наличием на Вашем участке, так как не отказался от права на свой участок. К сведению: наличие деревьев на участков как собственников, так и соседей - не такая уж редкость, даже на пресловутой Рублевке, к примеру.

Ирина 23.06.2019 13:37

Здравствуйте! На нашем участке в метре от соседского забора растер огромная красавица-береза (в двух метрах от земли ствол разделяется на четыре). Участок покупали 20 лет назад уже с деревом. Внезапно соседям стало казаться, что береза опасна. Признаков повреждений, засыхания или трещин мы не обнаружили - здоровое ровностоящее дерево. Соседи настаивают на его спиле, т.к. им надоело убирать осенью листву. Мы категорически против! В крайнем случае они требуют спилить ближайший к ним ствол. Но при таком повреждении еще не известно, что станет с остальным растением и не начнет ли она засыхать.. Чем мы можем мотивировано защитить "нашу собственность", если соседи станут настаивать на "угрозе для жизни" и получат поддержку правления СНТ? Можем ли мы требовать заказать экспертизу состояния дерева? И каким образом нас смогут заставить спилить дерево или его часть, если мы против? Спасибо!

Научный Консалтинг 23.06.2019 20:35

Ирина, это Ваша СОБСТВЕННОСТЬ безо всяких кавычек. Да, Вы можете предложить соседям сделать экспертизу дерева (на первом этапе - за их счет). Однако, если эксперт придет к выводу, что дерево действительно опасно, Вам придется его спилить (предварительно получив разрешение в администрации, ссылаясь на доводы эксперта) и оплатить расходы на экспертизу. Если же экспертизы не делать - тогда, если явных повреждения у дерева нет, непонятно, представляет ли оно опасность или нет. Если дерево сильно нависает на их участком, оно в самом деле может создавать угрозу. Например, сверху могут упасть сухие ветки и т.д. Свою роль может сыграть, например, гроза... Или соседи решили заняться строительством, а ствол дерева мешает. Ну, бывают и еще некоторые варианты. Поэтому то, что заходит на соседскую территорию, Вам целесообразно спилить, если соседи высказали такое желание.

Мария 02.07.2019 01:10

Вкратце. Границы ООПТ прилегающего к населённому пункту не установлены. По распоряжению суда в данный момент устанавливаются. Но ранее данные земли губернатором были выделены под сельскохозяйственные угодья а далее по распоряжению были переведены под ИЖС. Лес поделен и продан на участки. 26.01.19 года данное распоряжение было отменено. Теперь ИЖС здесь быть не может. Но владельцы участков вырубают вековые сосны. Прокладывают дороги сквозь лес к участкам. Роют осушающих траншеи для болот. Можно ли на время установления границ добиться приостановления любой деятельности на данной территории наносящей урон лесному массиву. Ибо все инстанции разводят руками.

Научный Консалтинг 02.07.2019 12:59

В данной ситуации сложилась, своего рода, правовая коллизия. Ранее земли были выделены под ИЖС. У участков появились свои законные владельцы. Даже если распоряжение было отменено, это касается вновь появляющихся участков, но не старых. Ибо нельзя применять обратную силу закона, за исключением четко оговоренных случаев. Вместе с тем, вырубка деревьев даже на собственном земельном участке не должна осуществляться без разрешения местной администрации (в лице, например, управления зеленого хозяйства или т.п. - это зависит от конкретного региона России). Тем более, если сосны - вековые. Здесь можно посоветовать обратиться в природоохранную прокуратуру, а также озадачить администрацию. Она должна срочно предупредить собственников участков о недопустимости самовольных вырубок, о необходимости выплаты соответствующей компенсации. Должна быть сформирована комиссия и т.д. Если администрация бездействует - это нарушение и можно заявить иск в суд (лучше, чтобы это сделал прокурор). Что же касается осушения болот и т.п. - этого можно добиться, разве что, если участки будут объявлены особой зоной (подробнее - здесь: http://www..html). Однако, для этого необходимы аргументированные доводы, просто так особая зона не образуется. В иных случаях запретить собственникам принимать мелиоративные меры, направленные на облагораживание и улучшение их земельных участков, невозможно.

Наталья 03.07.2019 09:30

Руководитель предприятия спилил 2 дерева, расположенных на участке, принадлежащем другому предприятию без предупреждения. Вопрос: какие действия он должен был предпринять перед спилом деревьев и что делать предприятию-собственнику участка.

Научный Консалтинг 03.07.2019 10:57

Руководитель-правонарушитель должен был письменно согласовать этот вопрос: 1. С руководителем-собственником земельного участка, 2. С администрацией (управлением зеленого хозяйства населенного пункта или т.п.). Собственник может взыскать с правонарушителя стоимость утраченных деревьев (оценка производится путем экспертизы по расценкам, установленным администрацией). Кроме того, ему желательно(!) сделать заявление в прокуратуру и/или полицию о состоявшемся правонарушении с целью привлечения правонарушителя к административной (или уголовной - в случае высокой суммы ущерба) ответственности. Дело в том, что если будет проверка, приедет комиссия, то к ответственности привлекут именно то лицо, в ведении которого находились спиленные деревья, т.е. руководителя-собственника. А для должностных лиц там штрафы выше, чем для физических, чуть ли не порядок. Поэтому, если пройдет время, все забудется, потом будет сложнее доказать, кто именно спилил деревья. Поэтому лучше не тянуть и сделать заявление сразу, по факту состоявшегося правонарушения.

Александра 03.07.2019 11:55

Земельный участок предоставлен Администрацией в аренду с разрешенным использованием - садоводство. Земельный участок находится в водоохранной зоне. На территории произрастают ивы, клен, березы... При приведении участка в порядок произведен спил 5 деревьев. Увы, разрешение на спил не было получено. Добрые соседи настучали. Составлен протокол экологами - ущерб в крупном размере. Доблестной полицией рассматривается по данному факту дело по статье 260 УК РФ. Т.к. спилом занималось 2 человека - преступление группой лиц. Штраф от 1 млн рублей или лишение свободы. Чем аргументировать требование - о применении КоАПа, а не УК РФ? Согласно Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012г. №21 - ст. 260 УК РФ не распространяется на садовые участки, но ценным является лес находящийся в водоохранной зоне. Какие действия предпринять для минимизации ответственности за спил деревьев? Спасибо

Научный Консалтинг 03.07.2019 12:41

Александра, действия полиции правомерны. Соседи сообщили о правонарушении, видимо, с целью его пресечения и с целью сохранения деревьев. Совершенно верно, т.к. деяние было совершено более, чем одним человеком, это уже группа лиц, что предусматривает более тяжкие последствия. Плюс - предварительный сговор. Ответственность может усугубляться еще и тем фактом, что участок является муниципальным, т.е. не находится в собственности лиц, с ведома которых была осуществлена вырубка деревьев. Ибо помимо собственно уголовной ответственности возникает еще гражданская ответственность за порчу зеленых насаждений, выражающаяся в нанесении материального вреда. Истец - администрация, которая может заявить гражданский иск в процессе уголовного разбирательства. По поводу минимизации ответственности - навскидку здесь сложно сказать, необходим точный анализ ситуации, исследование протокола, составленного полицией, иных документов и т.д. В первую очередь, конечно, стоит апеллировать к разрешенному виду использования земельного участка, на котором находились спиленные деревья. Которые, вероятно, препятствовали его полноценному использованию, создавали помехи к выходу к воде и т.п. Вы можете оставить нам заявку. Или, как вариант, приведите здесь хотя бы содержательную часть протокола, составленного полицией.

Анастасия 13.07.2019 19:08

Добрый день. Мне выделен земельный участок под ЛПХ в самом начале деревни. Но местные жители самовольно высадили на этот участок саженцы деревьев (березы, сосны, ёлки) они там растут более 5 лет. Соответсвенно все сейчас высотой более 2 метров. Саженцы собственно ими были выкопаны из соседнего леса. Так вот, мне надо брать разрешение на вырубку данных насаждений? И где именно ее брать? При оформлении схемы участка деревья не были учтены, так как по кадастровой карте их было не видно. В особых отметках в документах тоже отсутсвует насаждения. Как мне быть?

Научный Консалтинг

Здравствуйте, Светлана. Могут обязать потом компенсировать ущерб экологии. Тем более, раз участок - муниципальный. Поэтому лучше согласуйте этот вопрос в администрации, ссылаясь на имеющееся разрешение на строительство.

Всего комментариев: 98

Незаконная вырубка деревьев – экологическое преступление. Многие законопослушные владельцы земельных наделов не знают: допустимо ли, не нарушая закон, рубить деревья на своей территории. Рассмотрим с точки зрения законодательства, можно ли вырубать деревья на собственном участке, и нужно ли получать на это разрешение.

Ситуации, при которых вырубка деревьев разрешена

Деревья можно вырубать в следующих ситуациях:

  • в случае если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу;
  • при самопроизвольном падении деревьев;
  • в ситуации, когда деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и находятся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).

Следует иметь в виду, что в некоторых регионах РФ, помимо действующего Законодательства, существуют местные нормативные акты. Местные законы не находятся в противоречии с федеральным законодательством, они лишь дополняют его. Поэтому нелишним будет получение информации о возможности вырубки в местных органах управления.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны. Незаконная вырубка классифицируется не только как административное нарушение, но и как уголовное.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261) .

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести , если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Лесное законодательство (Лесной Кодекс (ЛК), ст. 16) предусматривает ряд исключений, при которых вырубать деревья нельзя даже на дачном (садоводческом) участке (как оформить участок по дачной амнистии читайте в статье ). Это положение действует, если земля находится не в юрисдикции населенного пункта, а в лесном фонде. Статья 6 ЛК гласит, что леса могут находиться не только на землях Лесного фонда, но и на землях других категорий.

Поэтому вырубка деревьев на собственном участке – не такое однозначное мероприятие. Перед тем, как выполнить рубку, необходимо посетить администрацию муниципального образования (сельсовета, горсовета и т. д.), под патронажем которой находится конкретный земельный надел, и проконсультироваться по данному вопросу, так как возможно, на вырубку потребуется получить разрешение.

Случаи, когда необходимо получение разрешения на вырубку

Ситуаций, в которых может потребоваться получение подобного разрешения, достаточно много. Например, если земля, на которой произрастает дерево, находится в муниципальной, либо федеральной собственности, либо принадлежит лесному фонду РФ. Простой пример: за пределами участка, находящегося в собственности, растет дерево, которое мешает проезду (проходу) к участку. Чтобы его спилить, необходимо выяснить, на чьей земле оно растет, провести и обратиться в соответствующее ведомство для получения разрешения на вырубку.

Другой пример: в собственность приобретен земельный участок с растущим на нем лесом. Новый хозяин планирует частично или полностью вырубить деревья для организации огорода. Подобный случай довольно типичен. Такая ситуация предполагает обязательное обращение в местный муниципалитет для получения разрешения на вырубку.

Как правильно спилить дерево, чтобы не попасть под суд, расскажут в следующем видео

Получение разрешения: порядок действий

«Незнание закона не освобождает от ответственности». Данное высказывание актуально и в случае с вырубкой деревьев. Поэтому если есть необходимость провести частичную или полную вырубку насаждений на своем участке, нужно в обязательном порядке посетить администрацию местного самоуправления и получить разрешение.

Для получения разрешения необходимо написать заявление-обращение, образец которого можно скачать в разделе Дополнительные материалы. Определенной формы у документа нет, он составляется в произвольной форме.

Стоит отметить: даже если дерево произрастает на вашем личном участке, но оно большого размера, то согласно Лесного Кодекса, без согласования с муниципалитетом удалять его нельзя. А несогласованное удаление деревьев чревато штрафами. Так, например, на территории Москвы для граждан штраф составит 3500-4000 рублей, должностные лица заплатят 50 тысяч рублей, а юридические – 300 тысяч рублей.

Однако необходимо соблюсти небольшие формальности в написании: в правом верхнем углу заявления следует указать адресата и информацию о заявителе (ФИО, адрес проживания, контактный телефон). Далее в середине строки – слово «Заявление». Текст обращения должен содержать точный адрес места нахождения земельного участка, просьбу разрешить проведение вырубки и ее причину. Кроме того, необходимо дать описание деревьев, подготовленных к предполагаемой вырубке и приложить схему их расположения на участке.

В свете все больше и больше ухудшающейся экологической обстановки в мире сохранение деревьев и кустарников как естественных хранителей климата и качества воздуха носит государственный характер. Принимается множество законов, постановлений, рассматривается несметное количество законопроектов по всей стране, и все они приурочены одному - каждое дерево должно быть сохранено.

Самым главным в перечне тематических нормативных актов, пожалуй, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Согласно 16 статье этого документа, любое негативное воздействие на окружающую среду является платным. А глава 14 этого закона полностью посвящена ответственности за нарушения в области охраны природы. Так за невыполнение некоторых норм можно получить не только имущественное взыскание, но и попасть под административное или уголовное наказание. Не менее важен при сохранении экологического наследия и "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ. Главой 13 он также устанавливает ответственность за незаконное использование леса и нанесение ущерба зеленым насаждениям. Так лицо, причинившее своими действиями вред, обязано возместить его. Более подробно о методике и таксах для исчисления размера ущерба можно прочитать в Постановлении Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".

Как бы не было важно сохранение природы и в частности деревьев и кустарников для страны, однако случаются ситуации, когда без удаления конкретного растения обойтись просто невозможно. Это строительство новых домов и коммуникаций в городах, прокладка линий электропередач в лесах, удаление сухих и потенциально опасных деревьев и многое другое. Есть и другие примеры использования древесной растительности: заготовка топлива и деловой древесины. Рассмотрим, как должны быть оформлены эти виды работ в каждом случае.

Удаление зеленых насаждений на собственном участке

Многие люди считают, что если земля находится в их собственности, то и всю растительность можно уничтожать по своему усмотрению. Однако мнение это ничем не подкреплено и относится в большей степени к плодовым деревьям и кустарникам на дачных участках. Так, если в Вашем саду погиб куст смородины и вместо него решено посадить грушу - за разрешением идти нет нужды. Но если дело касается клена или дуба, произрастающего на участке, или прочих деревьев, то без оформления соответствующих документов можно обойтись далеко не всегда. В Москве, к примеру, получение порубочного билета и для удаления деревьев и для их обрезок обязательно для всех, независимо от принадлежности территории. И даже если Вы сами когда-то посадили это дерево, оно все равно относится к городскому зеленому фонду, охраняемому законом по всей строгости. Конечно, можно срубить растение «втихаря», но есть риск ответить за нарушение. Особенно если соседи хотят пополнить ряды борцов за экологию района за Ваш счет.

На необъятных просторах нашей страны есть и такие регионы, где на муниципальном уровне владельцам частных домовладений дано право на самостоятельное распоряжение растительностью в пределах границ своего участка. Обычно это оговаривается в «правилах содержания и охраны зеленых насаждений» для конкретного поселения или района. Но если Вы не уверены, что в Вашей местности принят такой документ, или не знаете об актуальных изменениях - лучше все же обратиться за разрешением. В случае, когда удаление деревьев не запрещено, Вы совершенно бесплатно получите отказ, мотивированный отсутствием необходимости получения каких-либо разрешений. Этот документ тоже своего рода «разрешение» и с его помощью можно будет отстоять свою правоту перед соседями, грудью вставшими на защиту экологии ценой Вашего дерева.

Как спилить дерево не нарушая закон

Если разрешение все же требуется, обратиться в компетентные органы придется. В разных местах эту функцию выполняют различные организации: администрации районов и городов, исполнительные комитеты и т. п. Подготовкой самих разрешений зачастую занимаются отделы охраны окружающей среды или экологический контроль. В Москве порубочные билеты выдаются по принципу «одно окно» Департаментом природопользования. Ваше обращение будет рассмотрено в течение 30 дней (рабочих) с момента регистрации. Однако не следует слишком рассчитывать на какой-то определенный срок. При отсутствии определенного перечня документов Ваше заявление попросту не примут или примут, но первое уведомление будет об отсутствии необходимых бумаг. Во втором варианте срок начинает свое исчисление с момента предоставления полного комплекта.

Для получения разрешения недостаточно лишь направить запрос, зачастую требуется организовать и, что немаловажно, оплатить проведение обследования удаляемого дерева или кустарника. Специалисты определят породу, толщину и состояние растения. На основании результатов обследования будет составлен план мероприятий по озеленению и рассчитаны компенсационные выплаты. Взамен одной удаленной единицы обычно высаживают несколько новых. А в тексте разрешения указывается, что можно удалить такое-то растение по такому-то адресу при условии перечисления средств в рассчитанном размере в пользу администрации. Следует обратить внимание на то, что многие путают акт обследования с самим разрешением, этого делать ни в коем разе нельзя. Основанием для действий является лишь полученный определенным образом оформленный документ: порубочный билет или разрешение (в зависимости от местоположения).

Однако это общий случай. Чаще всего удаление деревьев на участках граждан связано с какими-либо неудобствами: дерево высохло и угрожает падением, ветви упираются в крышу дома, кустарник создает густую тень, и солнечный свет не попадает в жилое помещение. В большинстве таких случаев компенсационные выплаты и посадки не производятся, и дерево можно удалить не слишком тратясь на восстановление экологии. В особых случаях, когда дерево официально признано аварийным, его можно срезать, имея на руках лишь акт обследования с соответствующей отметкой.

Удаление зеленых насаждений на арендуемых участках

Алгоритм действий будет, как и в варианте с собственным участком, однако есть некоторые особенности. Так при получении разрешения пакет документов будет несколько увеличен и Вам нужно будет предоставить следующее:

  • письмо-заявка от хозяина зеленых насаждений о необходимости выдачи разрешения в компетентный орган;
  • акт обследования указанных в заявлении зеленых насаждений, оформленный по всем требованиям соответствующей уполномоченной организацией;
  • перечетную ведомость зеленых насаждений, планируемых к вырубке или обрезке, заверенную подписью и печатью хозяина территории;
  • план местности с указанием вырубаемых и подлежащих обрезке растений, заверенный печатью хозяина территории;
  • договор с подрядной организацией на выполнение работ по вырубке или обрезке растительности;
  • доверенность на право получения разрешения, оформленную владельцем участка в соответствии со всеми нормами.

Немного упрощается ситуация, если договор аренды предусматривает право на обращение с зелеными насаждениями по своему усмотрению и это четко прописано в тексте. В этом случае заявку на получение разрешения можно оформить от своего имени, а вместо доверенности приложить заверенную в установленном порядке копию договора.


Удаление зеленых насаждений на участках, принадлежащих посторонним людям или сторонним организациям

Если с удалением растительности на собственной территории все более или менее понятно, то что делать, когда вашему дому угрожает накренившееся соседское дерево - вопрос не такой уж и простой. Разрешение на спил растительности на чужом участке Вам никто не даст, следовательно, вопрос нужно решать с владельцем территории.

Для начала следует написать соседу (или соседствующей с Вами организации) письмо с просьбой удалить аварийное дерево. Для того, чтобы доказать этот факт в последствии, при передаче бумаги можно попросить получателя расписаться на копии. В случае отказа письмо направляется почтой с уведомлением о вручении. Довольно часто соседи упираются и не хотят производить работы за свой счет. Если вы не хотите портить отношения - можно решить вопрос, оплатив работы из своего кошелька. Однако когда и такое предложение не принято или Вы не намерены оплачивать то, за что собственно должен отвечать владелец территории, следующий шаг - написание жалоб. Для этого подойдет организация, заведующая в вашем районе зелеными насаждениями и выдающая разрешения на их удаление и обрезку. Именно эта контора помимо согласования может написать и предписание, которым обяжет нерадивого соседа избавиться от растительности на участке. Если дерево не просто бросает густую тень на ваши окна, а является потенциальной угрозой жизни и здоровью - можно написать заявление в прокуратуру. В таком случае будет рассмотрена уголовная ответственность владельца злосчастного растения.

Удаление зеленых насаждений на государственных землях (территории городов, поселков, леса, земли общего пользования)

Удаление растительности на землях с определенным хозяином дело нужное, но довольно не частое. Большинство вопросов возникает тогда, когда приходится срезать дерево на земле, принадлежащей государству. И не только в случае создания помех для жилья, но и в случае заготовки древесины, дров и прочего. Для всего этого требуется свое разрешение. Рассмотрим некоторые случаи более подробно.

Случай № 1. Произрастающее на городской земле дерево затеняет окна квартир

Для начала следует установить факт ухудшения освещенности квартиры солнечным светом. Подтверждается это санитарно-эпидемиологическим заключением о несоответствии помещения нормам по инсоляции. Для проведения соответствующих замеров и последующего оформления документа следует обратиться в Роспотребнадзор. Если факт установлен, то следующий шаг написание письма-прошения об удалении растения в организацию, заведующую этой территорией. Это может быть ЖЭУ, администрация района, управление садовым товариществом и прочие. Ваше заявление должно быть рассмотрено комиссией с принятием соответствующего решения: удалением дерева или его обрезкой до достижения квартирой норм по инсоляции.

Если после Вашего обращения прошел немалый срок, а действия администрацией так и не начаты, можно написать заявление в органы экологического контроля. Эта организация выдаст соответствующее предписание. Следует помнить, что ответственность лежит не только на гражданах, пытающихся незаконно вырубить растительность, но и на чиновниках, не следующих законам и допускающим неправильное содержание зеленых насаждений. Несомненно, радует тот факт, что штрафы для должностных лиц на порядок больше.

Случай № 2. Вы решили проложить коммуникации к себе на участок, но Вам мешают кустарники и дерево, растущие на земле общего пользования

Этот случай немного сложнее рассмотренных ранее. Здесь помимо разрешений и актов осмотра местности необходимо предоставить к рассмотрению еще и некоторые разделы проекта. При рассмотрении будут учтены все варианты сохранения зеленых насаждений, в том числе возможность пересадки. Отсутствие последнего значительно упрощает сбор документов и проведение строительных работ. Да и ответственность за пересаженные и погибшие деревца никого не обрадует.

В общем случае для выдачи разрешения необходимо предоставить следующее:

  • разрешение на строительство, выданное и оформленное в установленном порядке;
  • договор аренды на землю, на которой будет производиться строительство;
  • генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории, по которой пройдет коммуникация;
  • заключение экологической экспертизы на разработанный проект;
  • заключение по дендрологической части на документацию;
  • перечетная ведомость зеленых насаждений;
  • подтверждение оплаты оформления и компенсационных выплат;
  • акт пометки деревьев, предусмотренных к удалению;
  • проект компенсационного озеленения территории (не обязательно та же местность).

Если вы планируете не новое строительство, а всего лишь ремонт уже существующих коммуникаций, список документов будет несколько короче:

  • заявление-письмо от заказчика строительства, то есть от Вас с указанием контактного телефона и контактных данных исполнителя (Ваших либо Вашего представителя) в полном объеме;
  • генплан с дендропланом, согласованный с хозяином территории с четким указанием зон производства работ и охранной зоны существующих коммуникаций;
  • заключение по дендрологической части проекта;
  • заключение экологической экспертизы (в случае если некоторые из инженерных коммуникаций пройдут по новому следу);
  • подтверждение оплаты компенсации за уничтожаемые объекты растительного мира;
  • копии договоров с фирмами, которые будут осуществлять вырубку или пересадку растений на указанной территории;
  • адреса пересадки зеленых насаждений, если пересадка предусматривается проектом;
  • проект благоустройства указанной в заявлении территории;
  • проект компенсационного озеленения территории.

Часто люди, сажая то или иное дерево, не задумываются о нанесении вреда коммуникациям. В случае если растение произрастает в охранной зоне или по другим причинам нарушает требования нормативно-правовых актов - его удаление производится без возмещения компенсации, в том числе и компенсационных посадок.

Случай № 3. Заготовка древесины в лесу для собственных нужд

Покосившийся от времени сарай или поврежденная пожаром постройка требуют пополнения запасов древесины для ремонта. Наиболее оптимальным вариантом, по мнению многих, является самостоятельная заготовка материалов, как говориться, прямо на месте. Особенно если до леса рукой подать. На территории Российской федерации действующим Лесным кодексом предусматривается право граждан на заготовку древесины на собственные нужды путем заключения договоров купли-продажи лесных насаждений. Это оговорено в статье № 30.

Для оформления договора необходимо направить письменное заявление в лесничество или лесопарк, на территории которого предполагается заготовка древесины. При подписании этого документа необходим выезд на место заготовки леса представителя лесничества и представителя заготовщика - для определения и пометки деревьев, предусмотренных в рубку, и оформления технологической карты на разработку лесосеки. Перед закрытием договора гражданин обязан вызвать на место производства работ представителя лесничества для проведения освидетельствования. Оно предполагает собой:

  • оценку очистки места рубки от веток, остатков древесины и прочего мусора;
  • соблюдение технологии заготовки, оговоренной технологической картой;
  • соответствие объема заготовленной древесины объему, указанному в договоре.

После проведения освидетельствования выдается разрешение на вывоз заготовленной древесины из леса.

Случай № 4. Заготовка дров путем очищения леса от бурелома и ветровальных деревьев

Многие считают, что можно самостоятельно очищать лес от поваленных и высохших деревьев: и себе польза и природе помощь. Однако законодательство Российской федерации такое право за своими гражданами не закрепляет. Напротив, самовольная заготовка и вывоз древесины буреломных и ветровальных растений карается немалыми штрафами и конфискацией орудия заготовки (обычно пилы или топора), если Вас застали на месте преступления.

Оформляется заготовка дров, как и в предыдущем случае, с соответствующей оплатой. Правда стоимость такой древесины довольно низкая из-за пригодности только в качестве топлива и не так уж и больно ударит по карману. Если же заготовка бурелома будет производиться без соответствующего разрешения и оценки - в расчет ущерба она пойдет по стоимости деловой древесины. В совокупности с конфискацией пилы и уплатой штрафа сумма набежит значительная, гораздо больше оплаты годового запаса уже колотых и привезенных на место дров.

Удаление зеленых насаждений на охраняемых землях

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» установлены территории, на которых применяется особое законодательство при охране зеленых насаждений.

Так на землях заповедников зачастую не допускается не то что повреждение растительности, но и само пребывание посторонних. Национальные парки более лояльны и допускают заготовку древесины гражданами для собственных нужд. Под этот закон попадают и парки и санаторно-оздоровительные курорты, а также места к ним приравниваемые. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается только уголовная. Следует также отметить, что при назначении наказания судом может быть предусмотрена и довольно крупная конфискация имущества, задействованного при нарушении законодательства. В частности это могут быть не только инструменты, но и транспортные средства.

В заключение хотелось бы добавить несколько слов об ответственности. Так глава 26 УК РФ, а именно статьи с 260 по 262 предусматривают уголовные наказания за правонарушения против растительности. Здесь и крупные штрафы, и исправительные работы, в некоторых случаях предусматривается и лишение свободы. Хочется отметить ужесточение ответственности за нарушение законодательства группой лиц по предварительному сговору. Эта поправка применяется наиболее часто, т. к. заготовка древесины и даже простой спил дерева в одиночку мероприятие практически невыполнимое. Административные наказания предусматриваются ст. 8.28 КоАП РФ, но применяются они лишь для незначительных правонарушений. При заготовке дров и древесины, строительстве и просто обрезке деревьев следует уточнять местные правовые документы, регламентирующие охрану зеленых насаждений. Из-за размеров нашей родины различия местных нормативных актов для разных местностей могут доходить до полностью противоположных.

Аварийное дерево во дворе может представлять опасность для жизни и имущества жильцов и их гостей.

Однако вырубка деревьев на территориях дворах МКД регламентирована российским законодательством и может производиться только с разрешения городских властей. О том, куда обратиться, чтобы спилить дерево во дворе, расскажем в статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательный регламент

Вырубка зеленых насаждений на государственных или муниципальных землях, к которым относится территория двора многоквартирного дома (МКД) регулируется множеством законов и подзаконных актов:

  • Лесным кодексом РФ;
  • федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • постановлениями муниципальных органов;
  • приказом Госстроя РФ «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Строительными нормами и правилами и иными актами.

Ответственность за незаконную вырубку деревьев определяют:

Ценные породы

Какие деревья относятся к ценным породам и вырубке не подлежат? Некоторые биологические виды деревьев относятся к ценным породам , вырубка которых ограничена и может проводиться только по санитарным причинам или в качестве исключения.

К таковым относятся редкие реликтовые деревья и внесенные в Красную книгу, либо деревья, представляющие ценность в качестве биологического ресурса.

Список ценных и редких пород деревьев может быть определен региональным законодательством.

Вырубка на личном участке

Можно ли срубить дерево на своем участке без разрешения?

Если дерево находится на личном участке, находящемся в частной собственности , то хозяин такого участка вправе срубить его, если иное не оговорено правилами содержания зеленых насаждений поселений или муниципального округа.

При желании собственник может обратиться в соответствующие органы и выяснить, существуют ли ограничения на вырубку леса на участках, находящихся в частной собственности в конкретном поселении.

Например, в садовых товариществах такие ограничения обычно существуют, поэтому в таких случаях необходимо получать разрешение председателя.

Вырубка деревьев на личном участке организуется и оплачивается собственником самостоятельно.

О том, кто должен спиливать деревья на личных участках , вы можете узнать из этого видео:

Жалоба на незаконное спиливание

Куда жаловаться, если во дворе МКД незаконно спилили дерево? Если соседи или неизвестные лица незаконно вырубили деревья, то можно пожаловаться :

  1. В управляющую компанию или администрацию поселения (города), там же можно выяснить, не была ли вырубка ими санкционирована.
  2. В участковый пункт полиции.

Участковый должен проверить наличие разрешительной документации и, в случае ее отсутствия, составить акт о возбуждении административного производства.

В случае серьезных нарушений и значительного ущерба производство может быть переквалифицировано из административного в уголовное.

Кто должен заниматься насаждениями?

Заниматься вырубкой насаждений во дворе МКД может только специализированная организация , привлеченная .

Как добиться спила дерева во дворе? Узнайте из видео:

Куда и с каким заявлением обращаться?

С просьбой о вырубке мешающих деревьев необходимо МКД или к председателю ТСЖ, если дом управляется товариществом. В заявлении, составляемом в свободной форме , необходимо указать:

Главное, что нужно указать в заявлении, это основания для вырубки , будь то аварийное состояние дерева с угрозой его падения, расположение в противоречие СНиП, нарушение инсоляции кроной дерева или иное.

Лишь при наличии документов, подтверждающих правоту заявителя, можно обращаться в УК с требованием о спиле мешающего дерева.

Ответственность за самовольные действия

Административная ответственность за самовольную вырубку деревьев складывается из двух составляющих:

  • непосредственно штрафа за незаконную вырубку;
  • возмещение нанесенного ущерба.

Размер ущерба оценивает региональное министерство окружающей среды или федеральное Минприроды.

Обычно размер ущерба оценивается в сумму 3-5 тыс. рублей за каждое дерево, однако некоторые породы деревьев могут быть оценены намного дороже. Так что самовольная вырубка обходится нарушителям довольно дорого.

Что касается штрафа , то такая санкция прописана как в КоАП РФ, так и в Уголовном кодексе.

В ст. 8.28 КоаП размер штрафа установлен в сумме от 3 до 4 тыс. рублей для частного лица, от 20 до 40 тыс. рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Те же деяния с использованием механизмов и техники увеличивают сумму штрафа и могут повлечь конфискацию использованного имущества .

Ответственность по Уголовному кодексу намного выше. Здесь нарушителям при нанесении значительного ущерба грозят штрафы от 500 тыс. рублей или лишение свободы до 2 лет, а преступление, совершенное по предварительному сговору группой лиц или в крупном размере влечет штраф от 1 до 3 млн. рублей или лишение свободы сроком до 7 лет.

При этом размер ущерба рассчитывается согласно методике правительства РФ. Значительный ущерб — от 5 тыс. рублей, крупный ущерб — от 50 тыс. рублей.

Поэтому «попасть» под уголовную статью совсем несложно, а санкции за самовольную вырубку очень велики.

Что делать, если дерево аварийное?

Если растущее во дворе дерево аварийное и представляет угрозу для жильцов и имущества, то УК вправе срубить такое дерево оперативно без согласования с местными органами власти .

В частности, треснувшее после грозы дерево должно быть вырублено немедленно во избежание несчастных случаев.

Можно ли распилить и вывезти упавшее дерево? Даже после падения дерева оно остается собственностью города, поэтому распиливать и вывозить упавшие деревья для собственных нужд без разрешительных документов нельзя .

Производить работы по распилу на придомовом участке имеют право лишь представители УК или нанятой ими организации.

С другой стороны, распил и вывоз дерева стоит немалых денег , поэтому УК может быть в этом заинтересована.

Так что, если у частного лица возникает такое желание, то лучше согласовать его с УК.

Куда звонить, если оно упало на машину?

Так как придомовая территория является сферой ответственности управляющей организации , то при падении дерева на автомобиль его собственник вправе рассчитывать на компенсацию ущерба.

Первым делом хозяин машины должен сфотографировать место происшествия, а затем обратиться к участковому УК и зафиксировать факт падения в протоколе. Также лучше позаботиться о наличии свидетелей происшествия.

После этого необходимо оценить ущерб в экспертной организации. После получения заключения экспертизы можно обращаться в суд с исковым заявлением к УК.

В случае, если будет доказано, что падение дерева произошло по вине эксплуатирующей организации, владелец авто вправе компенсировать причиненный ему ущерб.

Упало дерево на машину во дворе — что делать ? Узнайте из этого ролика:

Можно ли посадить саженец во дворе?

Оказывается, что нельзя не только самовольно спилить дерево во дворе, но и даже посадить в нем саженец без особого разрешения .

Посадка деревьев должна проходить в рамках озеленения придомовых территорий и соответствовать «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда».

Причины этого ясны: посаженное дерево не должно впоследствии создавать угрозу для граждан или имущества и нарушать права жильцов.

Поэтому разрешение на посадку необходимо опять-таки получить в УК.

Любые зеленые насаждения на дворовых территориях являются собственностью муниципалитета , поэтому вырубка таких деревьев может производиться исключительно управляющей компанией с разрешения муниципальных органов.

Самостоятельная вырубка деревьев во дворе может грозить административной или уголовной ответственностью.